127

Следуя за мечтой. Как дочь священника стала великой путешественницей

Александру и Григория Потаниных объединила любовь друг к другу и науке.
Александру и Григория Потаниных объединила любовь друг к другу и науке. Public Domain

Она была дочерью нижегородского священника, и её судьба была определена. Но она выбрала свой путь – связала судьбу с молодым учёным и отправилась с ним в экспедицию на другой конец континента.

17 лет вместе с супругом Александра изучала жизнь бурятов, монголов и китайцев. До последнего работала над научным материалом. Александра Потанина – первая русская путешественница-исследователь Центральной Азии, этнограф и одна из первых женщин в Императорском Русском географическом обществе.

Наперекор судьбе

Александра Лаврская родилась в январе 1843 года в семье священника Виктора Лаврского в Нижнем Новгороде (по другой версии – в Горбатове). Отец окончил Московскую духовную академию, получил профессорское звание и преподавал в Нижнем, позже стал протоиреем. Александра получила домашнее образование под руководством старших братьев, с ними же увлечённо изучала естествознание, также училась в школе для девочек из духовного сословия, много читала и занималась рисованием.

В 1861 году умер отец, и Александра как старшая дочь должна была выйти замуж за священника, чтобы сохранить приход. Но такая перспектива девушку не радовала, и она уговорила брата Валериана принять сан и занять место отца. Александру тянуло к науке, литературе, но в то время двери университетов для женщин были закрыты. В 1866 году Александра поступила воспитательницей в женское епархиальное училище и проработала там восемь лет.

В 1872 году, навещая своего младшего брата Константина, отбывавшего ссылку в городе Никольске Вологодской губернии, она познакомилась с Григорием Потаниным, тоже ссыльным. Начался роман в письмах. В 1874 году того амнистировали, и влюблённые поженились. Александре тогда был 31 год, а её супругу – почти 40. Их объединила любовь не только друг к другу, но и к науке.

Пара переехала в Петербург и начала готовиться к своей первой экспедиции по поручению Императорского Русского географического Общества (РГО). Александра Викторовна активно занималась самообразованием: изучала английский, французский языки, занималась переводами, бывала в научных сообществах и университете, чтобы прослушать доклады известных учёных по географии и этнографии. Кроме того, она посещала уроки живописи Ивана Шишкина, с которым Потанин был знаком ещё со времён своей учёбы.

«Лучше в юрте, чем в Петербурге»

Летом 1876 года в далёком приграничном Зайсане группа русских путешественников во главе с Григорием Потаниным готовилась отправиться в малоизвестные районы Северо-Западной Монголии. Экспедиции предстояло несколько раз перейти Монгольский Алтай, через Джунгарское Гоби выйти к восточным отрогам Тянь-Шаня, побывать в нескольких городах, буддийском монастыре Улясутая и у озера Косогол.

В группе было всего восемь человек, в том числе женщина – Александра Потанина. Её присутствие подчёркивало мирный характер экспедиции. Александра Викторовна, описывая приезд в Баркуль, записала слова хозяйки гостиницы: местные боялись «янгуйцзы» («заморский чёрт», чужак). Но отношение к экспедиции поменялось, когда стало известно, что в ней едет женщина.

Потанина не просто сопровождала мужа, а много работала: стирала бельё, заботилась о провианте, одежде и топливе, распоряжалась финансами. Параллельно помогала мужу вести метеорологические наблюдения, собирать образцы растений и горных пород.

Кроме того, местные жители охотнее разговаривали с Александрой Викторовной, чем с другими членами группы, она смогла изучить здешний семейный быт. В путевых заметках путешественница фиксировала сведения о жизни племён, их традициях и верованиях, делала зарисовки предметов обихода, жилищ и украшений. В своих дневниках она красочно описывала местность, по которой шла экспедиция. Чего только стоил переход через Гоби – «мрачную пустыню, усеянную чёрной блестящей галькой», со «скелетами верблюдов и лошадей» вдоль дороги.

Потанина стойко сносила все трудности. Правда, жаловалась, что плохое освещение мешает ей заниматься чтением и письмом. Но вечера скрашивали разговоры с сотрудниками экспедиции, причём, по её словам, часто «о предметах, совершенно не подходящих к обстановке: о паспортной системе, о пользе и вреде железных дорог, о земстве и тому подобном. Часто в нашей юрте до поздней ночи велись разговоры о таких отвлечённых предметах».

Сравнивая свою кочевую жизнь с петербургской, Александра Викторовна делала выбор в пользу первой: «С каким удовольствием буду вспоминать наши стоянки, нашу юрту, наших предупредительных слуг», «здесь ни от кого не зависима и очень мирно жизнь шла… ...мы с Г.Н. были как бы только вдвоём, обо всём он говорил со мной…».

Медали за труды

Потанины совершили вместе четыре совместных экспедиции в Центральную Азию – в Северо-Западную и Центральную Монголию, Северный Китай и Восточный Тибет.

Второе путешествие Потаниных началось в конце мая 1879 года. За время труднейшего странствия по Урянхайской земле (современной Республике Тыва) на верблюдах было пройдено 1800 вёрст. Тогда произошла встреча Потаниной с шаманами. В те времена шаманское пение никто из учёных всерьёз не воспринимал, а Александра Викторовна сделала собственный перевод их песен.

Во время третьего путешествия, которое длилось больше двух лет, супруги исследовали Тибетское нагорье. За это время экспедиция Потаниных прошла около 6000 вёрст. Александра Викторовна лечила тибетских детей, учила европейскому вязанию местных женщин и рассказывала им о России.

Когда Григорий Николаевич стал главой Восточно-Сибирского отдела РГО, Потанины поселились в Иркутске, собрав вокруг себя местную интеллигенцию. Александра Викторовна разбирала записи, сделанные во время поездок, читала научную литературу, посещала лекции. Она стала одной из первых женщин – членов Императорского Русского географического общества, была удостоена малой серебряной медали РГО, а также большой золотой медали за научный труд «Буряты».

Последняя экспедиция

Полученные в третьей экспедиции данные настолько поразили Русское географическое общество, что было решено выделить средства на новый проект в ту же часть китайского Тибета.

В то время у Александры Викторовны выявились серьёзные проблемы с сердцем. Врачи советовали ей отказаться от поездки, но тогда бы пришлось отменять экспедицию, которая была важна для Потанина. Этого Александра Викторовна допустить не могла.

В 1892 году началось четвёртое путешествие Потаниных – от Иркутска через Кяхту до Восточного Тибета. Во время этого похода европейцы впервые посетили некоторые земли Китая. Но состояние Александры Викторовны ухудшилось, какое-то время её даже несли на специальных носилках. Но и в таком состоянии она продолжала работать — делала записи и зарисовки.

Весной 1893 года в тибетском городке у неё случился удар. Потанин, испуганный состоянием жены, не решился продолжить путь. После второго удара Александру Викторовну парализовало. До ближайшего госпиталя нужно было плыть по реке восемь дней. За два дня до прибытия на границе Тибета Александра Викторовна скончалась. Это произошло 19 сентября 1893 года.

Тело путешественницы доставили на русскую землю и похоронили в бурятском городе Кяхта.

Потанин до конца жизни хранил весь архив жены. В самом известном сборнике её трудов «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю», опубликованном уже после смерти женщины, впервые была представлена её полная биография, фрагменты личной переписки. Кстати, книга издаётся до сих пор.

В честь знаменитой путешественницы в горах Монгольского Алтая назван ледник «Александрин», а на Венере есть кратер «Потанина».

Цитата из книги «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю»:
«В окрестностях Лхасы есть один очень странный обычай или странная мода. Тамошние женщины покрывают свои лица чёрной краской, которую они приготовляют из сажи и сока какого-то растения. Это, впрочем, по уверению путешественников, не мешает тамошним женщинам нравиться и быть хорошенькими. Женщины тибетские держатся свободно, они полноправные хозяйки в доме и отличаются большою весёлостью. Детей тангуты очень любят, но берегут их больше от злого глаза, а от грязи нисколько не берегут. Не знаю, моют ли они их когда-нибудь. В виде ласки нежная мать намазывает сына или дочь коровьим маслом; при сухости воздуха и обычае ходить полуголыми, это очень полезный обычай, - смягчает кожу».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах