Писатель из Нижнего Новгорода Елена Крюкова стала лауреатом сразу двух международных литературных премий.
Премию Эрнеста Хемингуэя, учреждённую в Торонто издательством «Litsvet» и журналом «Новый Свет», Елене присудили за роман «Беллона» - книгу о детях Второй мировой войны. А жюри VI Международной Южно-Уральской литературной премии наградило роман «Старые фотографии» - книга стала лауреатом премии в номинации «Проза» («За создание современного семейного романа в книге «Старые фотографии»).
«С прототипами знакома лично»
Альбина Макарова, NN.AIF.RU: - Елена, от романа «Беллона» невозможно оторваться. Дети, герои книги, рассказывают об увиденном на войне искренне, не всегда до конца осознавая, насколько жестоко всё происходящее. У героев книги есть реальные прототипы?
Елена Крюкова: - Лично знаю четверых. У одной из женщин - она живёт в Нижегородской области, это наша приятельница - на руке до сих пор номер концлагеря Аушвиц - Освенцим. Сколько лет прошло с весны 1945-го, и вроде бы всё закончилось! Но номер на руке есть, и есть память, и искалеченные судьбы.
- Многие выбирают профессию ещё в детстве и потом идут к ней. Как это было у вас?
- Хотела ли я стать писателем? С ранних лет для меня был выбран другой путь, но судьба часто явственно просматривается в детстве. В моём детстве царило соцветие ярких красок и потрясающе красивых звуков. Отец, Николай Крюков, был художником. Удивительно, но во время гонений на церковь он занимался реставрацией храмов. Мама - Нина Липатова - врач-офтальмолог, всю жизнь лечила людей, многим спасла зрение…
Ребёнок впитывает то, что происходит вокруг, намного быстрее, чем нравоучения. В моей семье ценили красоту, искусство, любили книги. Когда мне было четыре года, мы с мамой пришли в молочный магазин, стояли в очереди, а рядом мужчина читал газету. Я подняла голову и начала читать вслух заголовки статей. До сих пор помню удивление в глазах мамы - родители не подозревали, что я научилась читать, и не только на русском. У бабушки были книги на церковнославянском, я погружалась в них с упоением. В четыре с половиной года меня начали учить музыке. Потом были музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория. Двадцать пять лет моей жизни - это путь музыканта.
Сочиняла ли я тогда? Конечно! Только не стихи, а музыку. Я ходила в класс композиции, и ещё я пыталась рисовать. Спустя годы я поняла, что звуки, краски и слова - это всё разные символы-знаки единого искусства, и каждый художник выбирает свой язык, на котором он будет открывать людям своё сердце. Нередко люди ищут себя, пробуя разные языки искусства.
Ребёнок слышит - и запоминает - множество историй, которыми делятся родственники. Моя книга «Старые фотографии» посвящена моим родителям, старшему поколению. В этой книге три альбома фотографий. Сначала читатель видит снимок: кто на этом фото, что написано на обороте. А потом фотография оживает, и вы оказываетесь и зрителем, и участником той далёкой истории. На первый взгляд, это только история семьи, но история семьи - это история рода, а история рода - это история страны, которая создаёт панорамную картину времени. В семье - истоки всего. Дом - это микрокосмос.
«Я так тоже могу!»
- Современное искусство вызывает много споров. Одни говорят, что это интересно, другие считают, что это упадок. Ваше мнение?
- Человек беспомощен и зол и без исторических корней, и без настоящей культуры, настоящего искусства. А сейчас время частой (и порой искусно сработанной) профанации искусства...
Искусству надо долго учиться и отдавать ему всего себя! И чтобы понимать искусство, тоже необходимы знания. А сейчас в моде мнение, что искусство - это архипросто. Образно говоря, накидай мятых бумажек - будет инсталляция, пригласи десяток друзей, накидайте бумажек вместе - и готово, все вы авторы произведения искусства. Глядя на картину, за изнанкой которой месяцы, а то и годы работы, люди говорят: «Я так тоже могу!» Идёт подмена понятий. Нам преподносят жалкий кич, подделку, иногда - откровенную пошлость как что-то значимое. Идёт неуловимый распад основополагающих ценностей, а нам его предлагают назвать новаторством. При этом «квазиавангарде», рядом с ним буйно расцветает ретроградная регрессия, которую выдают за сохранённую традицию.
- Поэтому многие люди теперь не приемлют традиции? У слова «скрепы» даже появился уничижительный смысл.
- Культура, искусство - двигатель развития цивилизации. Принято говорить, что движет ею технический прогресс, но развитие технологий - это тоже культура.
XX век сыграл с цивилизацией злую шутку. Вначале случилась смерть священных, сакральных, настоящих традиций, и у неё нашлись сторонники. Потом Ницше объявил о смерти Бога, и его идею о сверхчеловеке подняли, как знамёна, не в одном государстве.
Дальше философ Ролан Барт сообщил людям о смерти Автора. Так началась великая подмена: если автор и произведение не имеют отношения друг к другу, значит, так нарисовать, написать, сыграть может каждый. Не может! Повторю ещё раз: искусству надо учиться. Но страшнее другое. Всё это открыло двери обесцениванию жизни человека.
Мы не замечаем, но у нас уже давно идёт третья мировая война. Терроризм убивает всех без разбора. Мы ищем причины озлобленности людей и даже детей, а они на поверхности. Сейчас на слуху нападения на школы, которые совершают дети. Все задаются вопросом, почему. В моём романе «Евразия» один из героев тоже ищет ответ на подобный вопрос и находит его. Людям не хватает любви! Это главная проблема нашего времени. Изменить ситуацию мы можем только все вместе, даря друг другу любовь. Создайте такой островок чистоты и любви хотя бы в своей семье. Чем больше таких островков, тем чище и светлее станет мир.
Человек важнее тарелки
- Елена, ваш муж - художник. В вашем доме очень тёплая атмосфера. Как вам удаётся избежать ссор, обид, непонимания?
- С мужем, художником Владимиром Фуфачёвым, мы познакомились уже взрослыми людьми и сразу поняли, что мы друг для друга. У нас два взрослых сына, Николай и Осип. Дети вырастают, глядя на родителей, и если слова расходятся с делом, то бесполезно их говорить. Мы никогда не давили на детей, когда им надо было принять решение. Это их жизнь. Николай выбрал физику, Осип - художник.
Мы с мужем никогда не вздорим, у нас взаимопонимание на тайном уровне, где не требуются слова. Иногда мы оберегаем друг друга даже от самих себя, чтобы невольно не причинить боль.
Что происходит в мире, что творится за окном?.. Здесь наш мир, здесь мы бережём друг друга. И уж, конечно, человек важнее тарелки. Прежде чем скандалить из-за быта, посмотрите на любимого. Неужели он менее значим, чем что-то невымытое, не вычищенное, не постиранное, разбросанное? Заботьтесь друг о друге. Любовь - надёжный щит от зла и горестей.