Нефть – это не просто черное золото. Это и отопление наших домов, и «пища» для машин, и изготовление пластмасс, и… да много где еще используется нефть.
Но, как и многие природные ископаемые, в определенных ситуациях она из великого блага может стать катастрофой. Например, при попадании на почву или в воду. Поэтому все работы по транспортировке нефти нужно вести с большой осторожностью. АО «Транснефть-Верхняя Волга» как раз этим и занимается – безопасной для окружающей среды транспортировкой нефти.
За состоянием нефтепроводов внимательно круглосуточно и круглогодично следят, а те, что свой срок выработали (даже исправные), вовремя перекладывают.
Так случилось и с резервной ниткой подводного перехода через Ветлугу нефтепровода Сургут-Полоцк. Эта нитка была построена еще при СССР - в 1981 году. Подводные переходы положено менять не реже, чем раз в 50 лет, поэтому в 2019 году компания «Транснефть – Верхняя Волга» начала масштабную реконструкцию сооружения, а в 2021 году – её закончила. Работы велись в Нижегородской области и республике Марий-Эл.
Справка
Нефтепровод Сургут-Полоцк построен в 1980 году. Он соединяет Западную Сибирь с Центром и Севером Европейской части России и с республикой Беларусь. Значительная часть чёрного золота идёт на специализированный морской нефтеналивной порт Приморск. Каждый год этот нефтепровод-гигант перекачивает 70 млн тонн нефти.
Два года понадобилось, чтобы тщательно и аккуратно проложить по дну Ветлуги дюкер (напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки – Ред.).
Резервная нитка необходима, чтобы обеспечить бесперебойную транспортировку нефти. При необходимости проведения плановых работ или ремонта на основном нефтепроводе, поток перенаправляют на резервный участок.
Трудная задача
Задача, выполнение которой заняло два года, была непростой. Сперва земснарядом вырыли подводную траншею на дне Ветлуги. В нее потом нужно было уложить трубы большого диаметра.
Обычно их на берегу сваривают в нитку («плеть» на профессиональном сленге), затем укладывают при помощи лебедки и троса в подготовленную траншею. Однако, переход через Ветлугу потребовал других решений, так как из-за особенностей площадки невозможно было сварить сразу весь заменяемый участок. Пришлось собирать трубопровод частями по 200 м каждая.
Затем «плети» начали постепенно протаскивать по дну реки, наращивая следующие сегменты по мере укладки предыдущих. Траншею снова засыпали. И теперь трубы надежно укрыты на дне реки.
Участок трубопровода протяженностью более 8 км был заменен и в ноябре прошлого года принят в работу.
Экосистема в безопасности
Один небольшой штрих, который не виден со стороны, но показывает, с каким трепетом и вниманием нефтетранспортная компания относится к сохранению природы. Прежде чем приступить к реконструкции участка, его обследовали экологи. И обнаружили в реке водный папоротник – сальвинию плавающую, занесенную в Красные книги Нижегородской области и республики Марий Эл.
Специалисты собрали все имеющиеся экземпляры и пересадили их в водоём, расположенный неподалеку.
После завершения работ, с точки зрения экологии, нефтепровод стал еще более безопасным. Трубы новые, а реконструированный дюкер не создает неудобств для обитателей реки. Он так и будет дремать под слоем грунта, пока не понадобится новая реконструкция (еще лет через 40-50).
Кстати
Сейчас возле поселка Шава Кстовского района строится новый дюкер через Волгу взамен существующего, который также выведут из эксплуатации до окончания 50-летнего срока работы (до 2030 года). Новый переход будет сдан уже в 2024 году.