Примерное время чтения: 5 минут
412

Звонкая «барыня». Как братья Потехины стали Страдивари для гармони

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 29/03/2023
Сегодня звук гармони услышишь нечасто, а когда-то он сопровождал русского человека всю жизнь.
Сегодня звук гармони услышишь нечасто, а когда-то он сопровождал русского человека всю жизнь. Семёновский историко-художественный музей

Потехинскую гармонь из Семёновского уезда Нижегородской губернии в своё время знала вся Россия. Почему? И можно ли когда-то вновь услышать её переливчатый голос?

Наша тальянка

В былые времена звук гармони сопровождал русского человека всю жизнь. Гармонный промысел был распространён по всей стране. В основном изготавливали инструменты мастера-кустари. У них каждая гармонь – эксклюзив. Стандартов промысла не существовало, оттого и стоила хорошая гармонь на Нижегородской ярмарке до 40 руб. (корова – три рубля). 

В середине XIX века крестьянин Павел Тюлюсов из деревни Совинское Семёновского уезда Нижегородской губернии стал делать простые семиклапанные гармоники (тальянки). Павел так лихо и весело сам играл на гармонике, что соседи прозвали его Потехиным. Прозвище потом стало новой фамилией мастера.

«В коллекции нашего музея около 60 гармоней, изготовленных семёновскими мастерами. В основном это хромки и русские гармони. И одна нижегородская тальянка. Это сегодня очень большая редкость, – говорит заместитель директора по научной работе Семёновского историко-художественного музея Анастасия Яшина. – Увидеть такую гармонь сейчас можно у нас и в экспозиции Музея русской гармоники Альфреда Мирека в Москве».

Сын Павла Потехина Яков гармонное дело отца продолжил и передал его своим сыновьям Василию, Ивану, Николаю и Борису.

Братья в 1930-х годах открыли в родной деревне Совинское гармонную артель. Они достигли в ремесле такого мастерства, что слава об их гармонях пошла на всю Россию. Потехинскую гармонь за необыкновенную красоту, звонкость в сочетании с густотой тембра, своеобразный звуковой «разлив» и стали называть «барыней». А в народе говорили: «Играет на одном берегу Оки – на другом слышно». 

Гармошки Потехиных и изделия их учеников были не только звонкими, но и очень красивыми. Их с любовью украшали в соответствии с художественными традициями здешних мест. Накладки делали из шпона ценных пород дерева: ольхи, дуба, ясеня. Ткань на меха закупали на Нижегородской ярмарке, стальные элементы для отделки везли из Тулы. Клавиатуру обрамляли мельхиоровый кант и перламутр. Украшали гармони и речными ракушками.

Гармошки Потехиных славились как самые звонкие и красивые.
Гармошки Потехиных славились как самые звонкие и красивые. Фото: Семёновский историко-художественный музей

«Сложными у потехинских гармоней были и музыкальные планки, которые и рождали необыкновенный звук. Работа была ювелирная, – продолжает Анастасия Яшина. – На металлическую пластину при помощи специального инструмента прикрепляли язычки разной длины и ширины».

Ещё одна особенность нижегородской гармони – горизонтальное расположение голосовых планок в правом полу корпуса. При таком расположении планок воздушный столб, подаваемый из мехов, напрямую воздействует на металлический язычок. Эта находка благоприятно влияла на быстрое звукообразование, чёткость и силу звука. А корпус из ольхи усиливал звучание, ведь это дерево – качественный резонансный материал.

Чтобы гармошка звучала, у мастера должен быть очень тонкий музыкальный слух. У Потехиных он был врождённым, причём на протяжении пяти поколений по мужской линии.

Мастера ставили на корпусе и внутренних голосовых планках гармони своё клеймо. Как правило, такие клейма после смерти мастера уничтожали, чтобы избежать подделок. Во времена артели Потехины на корпус, кроме клейма, ставили и серийный номер изделия. Это нужно было для отчётности – времена-то уже были советские. 

В музей – потанцевать

В 1938 году один из братьев, Иван Яковлевич Потехин, с сыновьями приезжает в Семёнов и открывает там мастерскую по изготовлению и ремонту гармоней. Внуку Ивана Яковлевича, Аполлинарию Дворянинову, суждено было стать последним гармонным мастером из рода Потехиных.

Он работал в мастерской и изготавливал не более двух гармоней в год. Каждая была уникальна. Кроме того, Аполлинарий Фёдорович, как и основатель его династии, был великолепным гармонистом, знал все нижегородские наигрыши.

Сегодня рабочий стол и незавершённые гармони Аполлинария Дворянинова хранятся в Музее русской гармоники Альфреда Мирека.

Возможно, свой музей нижегородской гармони скоро появится и в Семёнове. Сотрудники Семёновского историко-художественного музея разработали план экспозиции с современными решениями. Например, там будет интерактивная карта производства гармоней в России с образцами их звучания. В планах создать 3D-модель гармониста, при помощи которой можно услышать наигрыши знаменитых исполнителей, даже станцевать под них или спеть частушку.

«Нижегородская гармонь – это важная часть нашей истории, своеобразный культурный код. Нам хочется показать, что есть гармоничный во всех смыслах аналог современной музыке. Хотя давно известно, что во все времена композиторы вдохновлялись народной музыкой, – объясняет Анастасия Яшина. – В нашей коллекции есть гармошки, которые прошли с хозяевами во время Великой Отечественной войны от Семёнова до Берлина. Детям важно знать эти истории, особенно тем, кто сегодня учится по классу гармони и баяна в музыкальных школах».

Кстати

  • В Нижегородской области уже несколько лет проходит фестиваль «Потехинский камертон» (6+). Он собирает исполнителей народной музыки со всей России. Иногда там выступают гармонисты с редкими коллекционными моделями гармоней братьев Потехиных.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно