Примерное время чтения: 6 минут
211

Вышли на промыслы. В Нижнем Новгороде прошёл Форум креативных территорий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 21/08/2024
Елена Старцева / "АиФ-Нижний Новгород"

Сегодня особенно важно сохранить культурную самобытность и наследие нашей страны. Их неотъемлемая часть – народные художественные промыслы. Нижний Новгород в четвёртый раз принял Форум креативных территорий, где обсудили настоящее и будущее НХП России.

Путешествие на фабрику

Форум креативных территорий проводится в Нижегородской области с 2021 года. В Нижний Новгород вновь приехали эксперты, представители гоcструктур и предприятий НХП, чтобы обсудить успехи и проблемы креативной индустрии и наметить новые векторы её развития. Основная задача форума - показать, что индустрия творцов может менять экономику целых городов к лучшему. 

Организатор форума - Министерство промышленности и торговли РФ совместно с правительством Нижегородской области при поддержке Совета Федерации. По мнению почётного гостя Форума креативных территорий, министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, у НХП огромный потенциал для развития территорий. Вокруг производств могут образовываться гостиничные, ресторанные и экскурсионные проекты. Всё это – новые рабочие места и дополнительные поступления в местные бюджеты.

«Меры поддержки, которые за последние годы инициировал Минпромторг, дали хорошие результаты с точки зрения финансовой устойчивости предприятий, - говорит Антон Алиханов. - Но нужно совместно с регионами переходить к созданию территориальных кластеров. Люди приезжают посмотреть на производство, но надо создавать вокруг него инфраструктуру, где туристы могут остановиться, провести время. Это дополнительных доходы и интерес инвесторов, которые через НХП видят перспективы развития на первый взгляд не самых рентабельных территорий».

Кстати, сейчас в 19 национальных туристических маршрутов России уже включено посещение мест бытования и производства НХП. Все эти маршруты пользуются огромным спросом у туристов.

Фото: "АиФ-Нижний Новгород"

Переосмыслить хохлому

Форум не случайно в четвёртый раз проходит в Нижегородской области. Регион уже не первый год занимает второе место в России по выпуску изделий НХП. У нас сосредоточено 14 видов производств промыслов. Есть у Нижегородской области и свой интересный опыт в деле сохранения и развития традиционных промыслов. О нём губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал на пленарном заседании Форума креативных территорий. 

Речь шла о комплексной системе поддержки НХП: законодательные инициативы, гранты, культурные и образовательные проекты. Отдельная строка – субсидирование организаций промыслов из регионального бюджета. В 2024 году на эти цели предусмотрено 53,5 млн руб. Это на 7,4 млн руб. больше, чем в 2023 году.

Постепенно вокруг производств НХП развиваются в области и те самые территориальные кластеры. Яркие примеры – Семёнов и Городец. 

Создаются в регионе новые формы взаимодействия власти и предприятий НХП. В 2023 году частный инвестор передал Нижегородской области акции предприятия «Хохломская роспись» в Семеновском районе. «Сейчас «перезагружаем» фабрику, чтобы сделать её продукцию более привлекательной для потребителя», - сообщил Глеб Никитин.

На пленарном заседании форума обсудили главные вопросы отрасли НХП в России.
На пленарном заседании Форума креативных территорий обсудили главные вопросы отрасли НХП в России. Фото: Елена Старцева, "АиФ-Нижний Новгород"

Художественный код России

Форум креативных территорий с самого начала проходит при поддержке Совета федераций РФ. В 2023 году сенаторы одобрили Закон о народных художественных промыслах в России. Термин НХП получил чёткое определение, органы власти отныне могут оказывать господдержку организациям в этой области. Также были установлены способы поддержки мест традиционного бытования промыслов. Работа продолжается.

Заместитель Председателя Совета Федерации Инна Святенко, выступая на пленарном заседании форума, рассказала: в рамках постоянно действующей комиссии по сохранению и развитию НХП сенаторы занимаются совершенствованием правового регулирования этого сектора креативной экономики, разрабатывают новые меры его поддержки. «Есть и далеко идущие планы, - добавила Инна Святенко. - Речь о разработке образовательной стратегии и внедрение инструментов цифровизации государственного управления отраслью НХП».

В экспертном сообществе уже не первый год говорят о том, что народные промыслы должны стать частью дизайн-кода российских городов. По мнению советника Президента Российской Федерации Елены Ямпольской, в художественных традициях и стилистике НХП могут быть оформлены общественные пространства: от детских площадок до остановок общественного транспорта. То, что человек видит с детства, становится для него родным, и он любит это на протяжении всей жизни.

«Жива только та традиция, которая воспринимается новыми поколениями, в которую они могут вложить свой творческий потенциал. Переосмысление НХП – это дело молодых: художников, дизайнеров, мастеров, - говорит Елена Ямпольская. - Но мы не должны отходить от канонов, от созданного предками художественного кода Родины. Только тогда новый русский стиль сможет стать популярным во всем мире».

На родном

На Форуме креативных территорий-2024 впервые прошла церемония награждения победителей Первой Российской премии в области народных художественных промыслов «На_родном». По оценкам экспертного сообщества, премия может стать ещё одной из форм поддержки креативной отрасли, помогающей ей жить и развиваться. Это возможность поощрить на дальнейшую работу мастеров со всей России, которые верны народным художественным традициям и искусно владеют ремеслом. Не секрет, что отрасль НХП сегодня испытывает сильнейший кадровый голод.

В первом конкурсе «На_родном» участвовало 255 заявок из 41 региона страны. Лауреатами премии стали 37 человек. У представителей Нижегородской области сразу девять побед.

Во время церемонии вручения наград премии прошла презентация бренда народных художественных промыслов Нижегородской области. Он, впервые в России, призван объединить все НХП региона. Бренд получил ёмкое название «Человечно».

Как объяснил министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, это результат соединения слов «человек», «любовь» и «вечно». Именно они характеризуют саму суть народных художественных промыслов.

Разработкой бренда занимались эксперты на основе анализа деятельности организаций НХП региона. Планируется, что «Человечно» облегчит продвижение нижегородских предприятий креативной индустрии на российском и зарубежных рынках.

В программу Форума креативных территорий также вошли множество тематических экспертных сессий и мастер-классов по народным художественным промыслам, конференция «Кружева России» (0+) и Международный фестиваль НХП «Секреты мастеров» (0+).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно