Одним из подарков городу к его 800-летию должны стать особенные трамваи. На этот раз решено закупить 11 вагонов в стиле ретро почти на миллиард рублей – по 86 млн руб. каждый. Почему так дорого? И почему именно «ретро»?
Новый ритм старого города
Город приобретает в лизинг 11 трамвайных вагонов в стиле ретро. Информация об этом электронном аукционе размещена на сайте госзакупок. Начальная цена контракта составляет 945 млн рублей, но на торгах она может снизиться. При начальной цене один трамвайный вагон обойдётся примерно в 86 млн рублей. Ретровагоны планируют взять в лизинг на пять лет. Новые трамваи должны прибыть в Нижний Новгород уже летом 2021 года, они будут работать на маршрутах в исторической части города.
Согласно конкурсной документации, в ретровагонах вместимостью не менее 174 пассажиров будут использованы декоративные элементы начала ХХ века, воссоздающие атмосферу общественного транспорта того времени. Однако трамваи при этом должны соответствовать новым технологиям: все вагоны низкопольные, с wi-fi и точками для зарядки гаджетов.
По задумке властей, ретротрамваи должны понравиться туристам, которых в большом количестве ожидают в Нижнем Новгороде в год 800-летия.
«Наш город первым в современной России пустил на линию трамвай ещё в 1896 году. Это символ, который отражает новый ритм старого Нижнего, – уверен глава областного центра Юрий Шалабаев. – Нижний Новгород не закупал новые трамваи почти десять лет».
Комментируя новость в Instagram на страницах Юрия Шалабаева и губернатора Глеба Никитина, кто-то недоумевает: зачем понадобились именно ретровагоны, когда можно купить обычные дешевле.
2 апреля на электронной площадке Change.org была создана петиция, которая предлагает вместо закупки 11 ретровагонов закупить 17 современных трамваев. К 5 апреля её подписали почти 700 человек. Кто-то опасается, что поездка в стильном вагоне будет стоить дороже обычной.
Важны и эмоции, и деньги
Во всём мире сейчас одна тенденция: сделать рельсовый транспорт более современным, увеличивая скорость его движения, говорят «АиФ-НН» эксперты. Во многих городах мира убедились, что скоростной трамвай быстрее метро, потому что люди не тратят время на спуск под землю и подъём.
«Трамваи в стиле ретро – это вишенка на торте. Не было бы других проблем у рельсового транспорта в Нижнем Новгороде – инициатива была бы прекрасная, – рассуждает специалист по вопросам устойчивого развития городов, доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов. – Но почему бы в Нижнем не построить хотя бы одну экспериментальную линию скоростного трамвая? Возможности для этого есть, потому что уже сейчас много где в городе трамвайные пути отделены от полос, по которым едут автомобили».
Туристы даже в юбилейный год не будут набиваться в ретровагоны, предполагает Александр Иванов. Между тем окупить такой, бесспорно, красивый проект способна только большая загрузка этого вида транспорта.
«Есть ли бизнес-план? Когда такой дорогой подарок окупится и будет ли потом приносить доход, если речь идёт о государственных деньгах? – задаётся вопросами организатор путешествий, эксперт в области въездного туризма Анна Вингурт. – И, конечно, гостям города нужны маршруты, на которых будут и туалеты, и буфеты, и сувенирные лавки. Да, людям важны эмоции. За этим многие и путешествуют. Но об экономике проекта забывать нельзя».
Кстати, для других маршрутов Нижний Новгород бесплатно получает бывшие в употреблении трамваи из Москвы. Первую партию из 11 трамваев «Мосгортранс» передал в конце 2018 – начале 2019 года, вторую – летом 2020-го. Сейчас ожидают очередные 10 московских трамваев марки «Татра Т-3».