Экскурсоводы и градозащитники вновь забили тревогу: белокаменные палаты XVII века покрыли оцинковкой, как дачный домик.
Комитет госохранкультуры объясняет: это не вся работа. Кроме оцинковки, по проекту будет два слоя тёса. И всё же почему реставрация объектов культурного наследия часто вызывает вопросы у общественности?
Дверь, потом кровля
«Дом Левина» (палаты купца Афанасия Олисова) в пер. Крутой, д. 7, литеры А, А1, А2 в Нижнем Новгороде сейчас реставрируют. Несколько лет назад объект культурного наследия федерального значения передан в безвозмездное пользование Нижегородской епархии РПЦ. Она и стала заказчиком работ, которые на днях вызвали возмущение нижегородцев.
«Белокаменные палаты XVII века покрыли оцинковкой! Памятник федерального значения теперь с крышей, как у бюджетного дачного домика!» – написала на своей странице в социальной сети нижегородский экскурсовод Татьяна Нечаева.
По её словам, ещё раньше массивную деревянную дверь на кованых петлях в здании поменяли на железную, а деревянные оконные рамы с мелкой расстекловкой – на пластиковые. «Кто дал право превратить жемчужину туристического Нижнего в новодел?» – комментировали пост нижегородцы.
Выяснилось: разрешение на работы выдало управление госохранкультуры Нижегородской области. Оцинкованная сталь на крыше палат Афанасия Олисова («Дом Левина») – лишь часть новой кровли, сообщили «АиФ-НН» в ведомстве. По проекту для устранения протечек в конструкции предусмотрен слой оцинкованной стали. Затем его сверху через воздушную подушку покроют деревянным тёсом в два слоя. Технология применяется для деревянных тесовых кровель, уверяют чиновники.
Почему в здании XVII века появились пластиковые окна и куда пропала монументальная дверь на кованых петлях, чиновники и представители Нижегородской епархии сказать затрудняются.
Под надзором общественности
По словам экспертов, в правовой практике нет норм, которые обязывали бы проектировщиков реставрационных работ выкладывать свои решения в публичные пространства, отсюда и проблема коммуникации с общественностью. Но порой как раз повышенное внимание общественности позволяет обнаружить вопиющие нарушения.
Например, в 2017 году экскурсоводы заметили: во время реставрации Дома купца Смирнова на ул. Дальняя уникальный декор здания свалили в кучу, как мусор. Вмешались власти, декор пронумеровали и отправили на хранение в музей. А в 2019-м бдительные граждане сообщили, что при реставрации церкви Собора Пресвятой Богородицы на ул. Рождественской подлинную половую метлахскую плитку 1910-х годов в трапезной демонтировали. Оказалось, без разрешения надзорных органов. Уникальный пол удалось спасти.
«Именно неравнодушные горожане, те же экскурсоводы, часто указывают на нарушения в ходе реставрации, – говорит градозащитница Анна Давыдова. – У чиновников практики постоянного мониторинга реставрационных работ нет, хотя когда-то она была. Сейчас поднимается вопрос, чтобы представители общественности могли официально контролировать ход реставрации объектов культурного наследия».
Кстати, в 2017 году Нижегородской епархии РПЦ был передан дом Ассоновой-Красильниковой на ул. Грузинская, 31 в Нижнем Новгороде – вновь выявленный объект культурного наследия. Памятник деревянного модерна собирались отреставрировать и разместить там сестринские кельи Архиерейского подворья храма в честь св. Кирилла и Мефодия. Однако на деле старинный дом снесли и на его месте возвели здание из пеноблоков.