90 лет назад, 2 мая 1930 года, в Нижнем Новгороде был заложен первый камень в основание будущего автогиганта. Вместе с камнем в фундамент положили государственный акт: «Правительством рабочих и крестьян решено построить на этом месте в первой Советской стране автомобильный завод». Как строился Горьковский автозавод и что с ним происходит сейчас — в материале «АиФ-НН».
«Творческий шквал»
В статье «Одна из «модных» отраслей промышленности» еще в 1913 году Владимир Ленин подчеркивал: «Автомобильное дело, при условии обслуживания большинства населения, имеет громадное значение, ибо общество объединенных рабочих заменит автомобилями очень большое количество рабочего скота в земледелии и в извозной промышленности».
Автомобилестроение бурно развивалось в начале XX века в Америке и Европе. Накануне первой пятилетки СССР отставал в развитии этой отрасли от западных стран. В 1929 году Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) Советского Союза принял решение построить мощный автомобильный завод с выпуском 100 тысяч машин в год. Однако из-за нехватки специалистов создать собственными силами такое предприятие было сложно, поэтому за помощью обратились к западным компаниям. Для этого в США была направлена специальная комиссия, которую возглавил заместитель председателя ВСНХ Валерий Межлаук — инженер-механик, свободно владевший английским языком.
В конце мая 1929 года после трудных переговоров был заключен договор о сотрудничестве с компанией «Форд». Советская сторона получила право на производство легкового автомобиля «А» и грузовика «АА», а также поддержку в обучении специалистов и постановке производственных процессов. Цена контракта составила 30 миллионов долларов — огромная по тем временам сумма. Эти деньги пришлись как нельзя кстати для американской компании накануне Великой депрессии.
Сразу после подписания договора начались работы по созданию автогиганта в Нижнем Новгороде. Первомайский праздник 1930 года строители отметили торжественным собранием и демонстрацией на площадке Автостроя. В это время там работали тысячи молодых людей. Строители выдвинули призыв: построить автозавод за 15 месяцев.
«Мы как хозяева ходили смотреть (график работ): когда и чего должны сделать. Мы сами соображали, помимо наших начальников, что мы можем делать побыстрее. Это было очень важно. К нам подходили, как к людям, от которых зависит этот срок. И мы отлично это понимали», — вспоминал бригадир арматурщиков Виктор Сорокин в фильме «Товарищ Завод», снятом к 50-летию ГАЗа.
В то же время объективные обстоятельства (нехватка рабочей силы, техники и другие) тормозили темпы строительства. Чтобы наверстать упущенное, на площадке Автостроя проводились слеты ударников, формировались новые ударные бригады, выдвигались встречные планы, создавались общественные «буксиры». Завод был построен за рекордный срок — 18 месяцев. Советский поэт Демьян Бедный, посетивший завод в октябре 1931 года, писал:
Не соберу концов
Своих мыслей
и впечатлений,
Чего натворил
наш пролетарский
Гений!
Не строительство,
а творческий шквал!
Сказка из железа и бетона!
В командировку — на танке
Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932. Несколько недель спустя с его конвейера сошел первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (после переименования Нижнего Новгорода в Горький — ГАЗ-АА). Знаменитая «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века: только в рядах РККА к началу Великой Отечественной войны числилось 151 100 машин ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Всего на Горьковском автозаводе было собрано 829 808 этих автомобилей.
Агрегаты автомобиля широко применялись при создании военных машин, включая легкие танки Т-37 и Т-38, знаменитую «Катюшу» и другую технику. Памятник «полуторке» установлен на главной проходной автозавода. Сборка «полуторок» ГАЗ-ММ завершилась на ГАЗе 10 октября 1949-го.
Самым массовым легковым автомобилем, который выпускался в стране до войны, стал пятиместный седан ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известный как «Эмка». Основная масса автомобилей была окрашена в черный цвет. Из-за того, что на эти машины использовались сотрудниками спецслужб, ГАЗ-М-1 прозвали «черным воронком».
Большой победой конструкторов автозавода стало освоение 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-11, который в 30-х годах не уступал последним достижениям американской автомобильной техники. Еще до войны начали выпускать модернизированный седан ГАЗ-11-73 с новым двигателем.
Во время Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. Государственный комитет обороны постановил наладить производство на ГАЗе легких танков Т-60, разработанных на заводе №37 (Москва). Конструктор танка Николай Астров вспоминал о необычной командировке в Нижний Новгород:
«Приехал несколько необычным способом: сам привел танк Т-60 своим ходом из Москвы. Прямо в танковом обмундировании явился в КЭО к столу Липгарта (Андрея Александровича, главного конструктора ГАЗа), чему тот был несказанно удивлен».
На автозаводе был спроектирован и новый легкий танк Т-70 с усиленным бронированием и вооружением, который пошел в серию с апреля 1942 года. Впоследствии Т-70 стал вторым по численности танком Красной Армии.
В годы войны среди заводчан активно развивалось движение ударников производства. Они трудились на нескольких станках, перевыполняя установленные нормы в два-три раза. В цехах работали подростки и женщины, которые заменили мужчин, ушедших на фронт. Завод пережил серию бомбовых авиаударов немецкой армии. За быстрое восстановление цехов и корпусов предприятие получило орден Красного Знамени.
После войны на заводе проводилась работа по замене модельного ряда. Появились ГАЗ М-20 «Победа» и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51, представительский седан большого класса ЗИМ. В 1956 году на смену «Победе» пришла «Волга» ГАЗ-21, а ЗИМ был сменен одним из самых элегантных автомобилей ГАЗа — «Чайка» ГАЗ-13.
В 1960-х на конвейер встали грузовики ГАЗ-53 и ГАЗ-66 (в народе — «Шишига»). С 1970 года началось массовое производство легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга».
Культовые модели Горьковского автомобильного завода
Культовые модели Горьковского автомобильного завода
Время «ГАЗелей»
После распада СССР Горьковскому автозаводу, как и другим предприятиям страны, пришлось адаптироваться к рыночной экономике. Из сложнейших 90-х годов предприятию удалось «выехать» на «ГАЗели».
Массовое производство ГАЗ-3302 стартовало в 1994 году. В это время класс малотоннажных грузовиков стал чрезвычайно популярным у мелкого и среднего бизнеса, а также многих отраслей постсоветской экономики. Крупные грузовые автомобили были не выгодны из-за большого расхода топлива, поэтому ГАЗ-3302 пришелся новоявленным бизнесменам по вкусу. Сейчас семейство «ГАЗелей» насчитывает множество моделей.
Однако, не обошлось без потерь. После нескольких модернизаций «Волги» пришлось отказаться от ее производства из-за нерентабельности. В 2018 году появились проблемы, связанные с санкциями США. Однако ГАЗ по-прежнему остается одним из самых крупных работодателей в Нижегородской области, продолжая развивать модельный ряд коммерческих автомобилей.
Все модели автомобиля «Волга»
Все модели автомобиля «Волга»
При подготовке статьи использованы материалы Централизованной библиотечной системы Автозаводского района, сайта истории «ОАО-ГАЗ», музея истории ГАЗ.