135 лет назад, 15 (27) февраля 1887 года, в Нижнем Новгороде родился Пётр Нестеров – лётчик, который первым в мире сделал «мёртвую петлю» и первым пошёл на воздушный таран. Именно после тарана в 27 лет оборвалась его яркая жизнь.
А начиналось всё в нижегородском Аракчеевском корпусе, и кадет Нестеров намеревался стать артиллеристом...
Из артиллерии в авиацию
Пётр Нестеров родился в ночь на 15 февраля 1887 года и стал третьим ребёнком в семье. Его отец Николай Фёдорович был офицером-воспитателем Нижегородского имени графа Аракчеева кадетского корпуса и рано умер. Матери Петра Маргарите Викторовне очень хотелось отдать сына в музыкальное училище, но как сын умершего офицера тот имел право на бесплатное обучение в военном учебном заведении. В итоге в 10 лет Петя отправился в тот же Аракчеевский корпус, в котором ранее служил его отец и уже учился старший брат Николай.
Ещё старшеклассником на одном из выпускных балов в Нижегородском Мариинском дворянском институте (там училась сестра Александра) Пётр познакомился с девушкой Надеждой Галецкой. Он сразу проникся к Наде симпатией.
Из 39 кадетов, признанных педагогическим комитетом достойных обучения в военных училищах, шестеро, в том числе Петр, были направлены в Михайловское артиллерийского училище Петербурга. В город на Неве приехала и Надежда - она стала учиться в Петербургской консерватории по классу фортепиано. Молодые планировали пожениться, когда Пётр окончит училище.
И вот в 1906 году Пётр с отличием завершил обучение и получил чин подпоручика. Перед ним был большой выбор вакансий. Но будущий лётчик-ас выбрал Владивосток – отправился в Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Главной причиной такого выбора была женитьба: по царским законам, младший офицер не мог жениться, не внеся обеспечения в размере пяти тысяч рублей, но на Сибирь этот закон не распространялся.
Во Владивостоке внимание Петра привлёк аэростат - нижегородец предложил использовать его как наблюдательный пункт для корректирования артиллерийской стрельбы. Будущий лётчик добился, чтобы его временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка и не раз поднимался на аэростате. Но воздухоплавательную роту расформировали, и Нестерову пришлось вернуться в артиллеристскую бригаду.
В 1910 году из-за проблем со здоровьем Нестерова перевели на Кавказ. Перед этим он успел заехать в Нижний Новгород и там впервые увидел настоящий моторный аэроплан под управлением известного лётчика Уточкина.
«Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без крена. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься моё сердце; я боялся, что аэроплан опрокинется. С этого дня я начал серьёзно изучать авиацию, вечерами по книгам, а днём — наблюдая за полетом птиц», - вспоминал потом Петр Николаевич.
А во Владикавказе, на новом месте службы, Пётр Николаевич познакомился с пилотом-авиатором Артемием Кацаном, построившим планер собственной конструкции. Теперь Нестеров загорелся желанием построить аппарат, движения которого «почти всецело подчинялись бы воле пилота».
Надо сказать, в начале ХХ века вся Российская империя живо интересовалась воздухоплаванием: в 1910 году в Одессе состоялся первый публичный полёт на аэроплане, совершённый русским пилотом.
Затем и в Нижнем Новгороде, на ярмарочном ипподроме, расположенном в Гордеевке, прошли показательные полёты авиатора Уточкина. В декабре 1910-го года трое нижегородцев обратились к местному губернатору с просьбой об учреждении Общества воздухоплавания, представив устав.
В феврале 1911 года устав был завизирован губернатором. Так начинается развитие авиации на нижегородской земле. Основали местное общество воздухоплавателей купеческий сын Илья Аппакр, кандидат математических наук Пётр Соколов и инженер Николай Жуковский. Они хотели воплощать в жизнь проекты и опыты в области воздухоплавания, проводить физические, метеорологические наблюдения, применять при воздухоплавании фотографии, помогать в обучении специалистов. А ещё - читали лекции, проводили состязания и устраивали полёты и подъёмы ввысь для всех желающих.
Более того, в августе 1911 года собрание Общества решило организовать в Нижнем Новгороде авиационную школу. Поручик Пётр Нестеров был избран товарищем (заместителем) секретаря и принимал активное участие и в работе Общества, и в разработке летательных аппаратов.
На телеге в небеса
В сарае Соколовых на Провиантской улице друзья построили планер по чертежам Нестерова. Мать будущего автора «мертвой петли» помогла им сшить обтяжку к планеру.
Испытание решено было провести на поле за Петропавловским кладбищем (на месте его сейчас находится парк Кулибина). Для Нестерова это был первый полет, да ещё и на планере собственного изобретения.
Запускали планер с помощью лошади: в телеге сидел Пётр Соколов и держал привязанную к воздухоплавательному аппарату верёвку. Лошадь разбегалась, и аппарат с Нестеровым на борту набирал скорость, поднимаясь на два-три метра от земли. Новость об испытаниях даже попала в выпуск газеты «Нижегородский листок». В Нижнем же Пётр Нестеров разработал и проект своего второго самолёта.
Впоследствии лётчик говорил: «Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания». Увлечение воздухоплаванием настолько захватило Петра Николаевича, что в октябре 1911 года он добивается зачисления в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу.
За время учёбы Нестеров совершил 13-часовой учебный полёт на аэростате на высоте 3400 метров. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре того же года 25-летний поручик совершил первый самостоятельный полёт на самолёте.
«Мёртвая петля» и таран
В составе авиационного отряда Нестерова перевели из Петербурга в Варшаву, где он начал тренировочные полеты на боевых самолетах «Ньюпор». В августе 1913 года Петр Николаевич возглавил групповой перелёт в составе трёх машин по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев с посадками на полевых аэродромах. При этом впервые в истории авиации во время перелёта проводилась киносъёмка. Позже Нестеров совершил ещё два дальних перелёта.
Кстати, раньше лётчиком разрешалось поворачивать только «блинчиком», избегая крена. Однако Нестеров стал совершенствовать пилотирование, отработку крутых виражей.
Он был уверен, что на самолёте можно сделать даже «мёртвую петлю». И смог доказать это в августе 1913 года. На самолете «Ньюпор IV» с двигателем «Гном» мощностью 70 лошадиных сил Пётр Николаевич поднялся на высоту 600 метров и на глазах зрителей впервые в мире выполнил «мёртвую петлю», которую впоследствии стали называть «петлёй Нестерова». Это стало мировой сенсацией.
В 1914 году Нестерова назначили начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, принимал участие в освобождении Львова. За время войны Пётр Николаевич выполнил 28 вылетов. Нестеров вёл воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок артиллерийскими снарядами. Причём сделал это так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан русского лётчика.
Кстати, сам Нестеров считал, что пилоты могут вести воздушный бой тараном, причём машина противника должна быть сбита ударом сверху. И вот 8 сентября 1914 года около городка Жолква Нестеров на практике решил доказать свои идеи. Лётчик настиг в воздухе самолёт австрийцев «Альбатрос», который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. Нестеров попытался ударить самолёт противника по крылу своим шасси, но, не рассчитав скорость, врезался винтом в крыло.
Оба самолета упали на землю, летчики погибли. Петру Николаевичу было всего 27 лет…
Кстати
Младший брат Петра Нестерова Михаил тоже был военным лётчиком. Он погиб при испытании нового аэроплана 8 октября 1914 года.