Совсем скоро Нижний Новгород станет Новогодней столицей России, и в городе-юбиляре будет ещё больше событий, которые нельзя пропустить. Но и в ожидании зимней сказки никто не скучает. Самые интересные культурные события – в обзоре «АиФ-НН».
Тотальная инсталляция
11 декабря в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенале) в Нижнем Новгороде начнёт работу выставочный проект «Названо Вазари» (12+), объединяющий экспонаты из коллекций Пушкинского музея и произведения современного искусства.
Архитектурное и художественное решение экспозиции разработали известные российские художники Галина Мызникова и Сергей Проворов (группа «Провмыза», Нижний Новгород). В творчестве они нередко обращаются к средневековым темам.
Залы Арсенала станут пространством тотальной инсталляции, погружающей зрителя в атмосферу средневековья.
Выставка разворачивается в двух пространствах: в «Базилике», метафорически представляющей духовную жизнь средневекового человека, и на «Площади», которая становится местом социальных взаимодействий. В «Базилике» выставлены произведения из коллекций Пушкинского музея – прежде всего, редкие предметы из собрания скульптуры, часть которых впервые будет продемонстрирована широкой публике, а также несколько слепков, отсылающих к готической эпохе.
В диалог с памятниками прошлого вступают работы современных художников, тонко и деликатно интерпретирующих образы духовной жизни средневековья. Диалог продолжается на «Площади», где в произведениях современного искусства предстают характерные типажи средневекового общества, с которыми зритель может себя соотнести.
Проект, как и одноимённый фестиваль, который проводится в Арсенале с 2014 года, назван в честь знаменитого итальянского художника, архитектора, историка искусства Джорджо Вазари (1511–1574). Его книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) стала точкой отсчёта для всей современной науки об искусстве.
Каждую среду вход на выставку свободный.
Смутные воспоминания
10 декабря в 18.30 и 11 декабря в 11.00 на сцене Нижегородского государственного театра драмы им. Горького состоятся спектакли премьеры 2021 года – пьесы Владимира Жеребцова «Смута» (12+)
Русь начала XVII века: Смутное время, Семибоярщина, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский… Что мы знаем об этом времени и об этих людях, кроме перечисленных общепринятых «примет эпохи»? Исторических документов почти нет, сведений о жизни Минина и Пожарского очень немного, да и те противоречивы.
Спектакль «Смута» – не реконструкция эпохи, а попытка художественного исследования театральными средствами сложной и неоднозначной темы трагического для России периода. Весь коллектив театра в непростых поисках, в текстовых, пластических и визуальных импровизациях во главе с режиссёром создаёт свой образ, свою стилизацию-ощущение Смутного времени.
Необычное прочтение обрели и декорации спектакля – покрашенные под бетон блоки-трансформеры. Из блоков, как из деталей конструктора, на сцене будут собираться главные образы – кремль, мост, крест, обломки истории… 12+
Поезд до станции «Любовь»
8 декабря в 13.50 в рамках проекта «Настоящее кино» в кинотеатре «Орлёнок» состоится показ обладателя Гран-при на кинофестивале в Каннах в июле 2021 года – фильма финского режиссёра Юхо Куосманена «Купе номер шесть» (16+). Это совместный русско-финский проект.
Студентка из Финляндии садится в поезд «Москва – Мурманск», пытаясь сбежать от своей таинственной московской любви. По воле случая ей приходится разделить долгую поездку и тесное купе с грубоватым русским шахтёром (его играет один из самых популярных актёров российского кино Юрий Быков). Нечаянное соседство помогает обоим пассажирам купе номер шесть осознать своё одиночество и тоску по человеческим отношениям.
Критики высоко оценили идею фильма о том, что какой бы мрачной ни была жизнь вокруг, как наполненный запахами несвежей выпивки и сигаретного дыма поезд «Москва – Мурманск», в ней всегда есть место для внезапно вспыхнувшей любви и душевной близости.
«Купе номер шесть» выбрано в качестве кандидата от Финляндии на премию «Оскар» 2022 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Цифровой след
До 16 декабря по адресу: улица Почаинская, 17 в Нижнем Новгороде можно посетить междисциплинарный выставочный и исследовательский проект Института Гёте в России Data CTRL Centre (12+).
Проект призван популяризировать медиаграмотность и защиту данных в Интернете. Это попытка вдохновить людей на изменение отношения к конфиденциальным сведениям и любой другой информации в Сети.
Человек — самый уязвимый элемент Интернета. С каждым днём, сами того не осознавая, мы всё больше теряем возможность управлять своей приватностью.
Вопросом, как обезопасить себя, задаётся проект Data CTRL Centre. Его авторы работают с искусственным интеллектом, распознаванием лиц и другими цифровыми инструментами. Они поднимают вопросы цифрового следа, раскрывают способы защиты данных в Сети и тем самым возвращают людям возможность самостоятельно контро-лировать информацию о себе.
С помощью интерактивных экспонатов Data CTRL Centre можно наглядно увидеть, почему в цифровом мире так важно развивать внимательное, критическое отношение к современным медиа и самостоятельно нести ответственность за персональные данные в Интернете.
Мы из джаза
18 декабря в 18.30 в рамках абонемента Нижегородской филармонии «Трансформация» (6+) в Кремлёвском концертном зале – концерт заслуженных артистов России, лауреатов престижных конкурсов и фестивалей контрабасиста Андрея и пианиста Михаила Ивановых.
Музыкальный проект братьев Ивановых можно определить как гиперклассицизм в джазе. Воспитанные и на классическом академизме, и на веяниях прогрессивного джаза и рока музыканты синтезируют эти влияния в концертных программах, превращая каждую из них в самобытное музыкальное действо.
На этот раз братья Ивановы представят музыкальный детектив по следам кинофильма «Розовая пантера» в оперном жанре с использованием видеоряда и светотехники (композиции Генри Манчини, музыка из кинофильмов о Джеймсе Бонде и другие мировые хиты). Прозвучит также Кельтская сюита «Adiemus» британского композитора Карла Дженкинса.
В концерте участвует академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии и камерный хор «Нижний Новгород». Дирижёр — Фредди Кадена (Эквадор-Россия).