В юбилейный год жителей и гостей Нижнего Новгорода ждёт ещё один подарок. Скоростные «Валдаи», кроме Городца и Чкаловска, теперь идут в Макарьев, Павлово, к Шуховской башне в Дзержинске и в Чебоксары. В планах – Йошкар-Ола и Юрьевец.
Чего ждёт пассажир от такой поездки? И что готовы предложить ему на берегу?
Много времени и денег
Евгений Круглов любит путешествовать. Недавно съездил в Чкаловск – на родину знаменитого лётчика-героя Валерия Чкалова. Добраться до города крылатой мечты решил на крыльях подводных – на «Валдае». Стоимость поездки – 1500 руб. (туда-обратно) плюс 150 руб. сервисного сбора. В пути два с половиной часа, ещё три с половиной часа – стоянка в городе.
На местной пристани идёт ремонт. По кафе с романтичным названием «Ветерок» ветерок с реки не гулял – оно не работало. Кофе не выпить, туалета нет, телефон зарядить негде.
Гость Чкаловска с трудом нашёл магазин, где прикупил местного хлеба и подкопчённых окуньков. Затем заглянул в городской парк, полюбовался памятником Ленину, покатался на качелях времён СССР, а потом отправился в мемориальный музей Чкалова.
«Чтобы обойти дом и заглянуть в ангар с техникой, хватает около 40 минут. Что делать дальше в Чкаловске? Я смотрел на великолепные пейзажи, которые напоминают мне Финский залив, – вздыхает Евгений. – Поездка на «Валдае» недешёвая, а никакого туристического наполнения у рейса нет. Я ожидал, что нас встречать будут как дорогих гостей. Получилось, что просто прокатился по реке за весьма приличные деньги».
А Марина Дуева до сих пор с восторгом вспоминает свою последнюю поездку в Макарьевский монастырь на знаменитом «Метеоре» – теплоходе на подводных крыльях. Дело было в далёком 2003 году.
«Никакой специальной туристической составляющей, вроде дам в кокошниках на берегу, в те годы у скоростного речного транспорта тоже не было. Собрались студенческой компанией, прихватили еды и полетели по волнам, – рассказывает Марина. – Особый кайф было выйти на палубу «Метеора» – брызги, скорость. Мы погуляли по монастырю, устроили пикник на берегу, ножки в реке помочили, коз местных погладили – и домой».
Правда, по воспоминаниям речной туристки, в ту пору билет на «Метеор» стоил около 200 руб. Для студентов дороговато, но в общем и целом – вполне доступно. «С нами на борту дачники были и местные жители», – добавляет Марина Дуева.
На «Ракете» в огород
В советские годы суда на подводных крыльях, в первую очередь, были доступным общественным транспортом. Люди на «Ракетах», «Метеорах», «Восходах» ездили на работу в областной центр, в гости к родным на малую родину, на дачу. Билет стоил практически столько же, сколько поездка на пригородном автобусе.
«Я сам родом из Мурома. Билет на автобус до этого города стоил тогда 3 рубля 95 копеек, а на «Ракету» – 4 рубля 30 копеек, – говорит доктор исторических наук, исследователь речного транспорта Алексей Халин. – Чуть дороже, но плюсов масса. В пути можно было встать с места и походить по салону, чтобы размяться, воспользоваться туалетом. За день в разных направлениях «Ракета» делала в среднем по четыре-пять рейсов, но билетов было не достать».
По словам Алексея Халина, популярным пригородным транспортом суда на подводных крыльях были потому, что на Волге и Оке в ту пору существовало много больших сёл с дебаркадерами. «Ракета» не просто по прямой шла в Казань, а останавливалась в Кстове, Лыскове, Воротынце. Сейчас эта инфраструктура фактически утеряна. Тем не менее, даже в советские годы флот на подводных крыльях при немалом пассажиропотоке дотировался государством.
«Суда на подводных крыльях, с виду очень изящные и лёгкие, на самом деле сжигают тонны топлива, – продолжает Алексей Халин. – Оно с тех пор колоссально подорожало. Думаю, в наших реалиях ежедневным речным транспортом те же «Валдаи» не станут. Слишком они дороги в обслуживании. Скорее, это развлечение, а значит, в поездках должна быть и некая туристическая составляющая».
Лови туриста!
Работники сферы туризма в речных городах Нижегородской области и рады бы встретить новый поток гостей с реки, но пока это невозможно по объективным причинам. У региональной компании по развитию скоростного судоходства, которая эксплуатирует «Валдай», оказывается, нет лицензии на предоставление туристических услуг. По сути, это действительно пассажирские перевозки в чистом виде, причём приносящие неплохой доход без всяких дополнительных смыслов.
«Сейчас люди, которые купили билеты, неорганизованные туристы. Не ловить же их по улицам и приглашать в музей! – рассуждает директор Павловского исторического музея Николай Федотов. – К нам с предложениями организовать досуг пассажирам скоростных судов никто не выходил. Что касается инфраструктуры, ладно бы туалеты и кафе... В Павлове кассовые аппараты в учреждениях культуры обслуживает компания, которая не работает с самым крупным в России банком. Турист уверен, что райцентр по уровню обслуживания не хуже Нижнего, а мы даже его банковскую карту для оплаты билета принять не можем».
Николай Федотов уверен: никто из музейных работников никогда не откажется от дополнительных туристических групп, но пока совместная работа с перевозчиком не налажена.
В Павлове у «Валдая» появилась новая услуга – речные прогулки для местных жителей в тот промежуток времени, пока туристы из Нижнего гуляют по городу. Прокатиться можно от Павлова до села Вареж и обратно. На пробном рейсе людей на пристани собралось гораздо больше, чем могло вместить судно, несмотря на цену – 400 руб. за 40-минутную поездку. Многим павловчанам такой вариант досуга в выходной день показался интересным.
Станет ли судно на подводных крыльях удобным транспортом, местным жителям понять сложно: перевозки не ежедневные, билеты на пристани не купишь. Но иногда прокатиться до Нижнего Новгорода и обратно люди готовы. Более того, они понимают, что дешёвым такое удовольствие быть не может. Времена не те…
Будь готов к отдыху
Суда на подводных крыльях – такой же общественный транспорт, как трамвай.
«Мне непонятно, почему пассажиры «Валдая», судна, которое выполняет скоростные перевозки, считают себя туристами? - говорит организатор путешествий Анна Вингурт. - Почему такой пассажир ждёт праздничной встречи на причале? Действительно, девушки в кокошниках приветствуют туристов с теплоходов в больших и малых городах. Но для этого круизные операторы за полгода-год заключают договоры с принимающей стороной, оплачивают, девушки шьют сарафаны и выходят на причал. Встреча входит в стоимость круиза.
А у пассажира «Валдая» только билет на одну поездку. Такой же, как билет на трамвай. Не продумав свой маршрут и всю логистику путешествия, человек начинает бродить в пункте назначения в поисках розетки для телефона, кофе, «какого-нибудь музея» ...
Действительно, вопрос организации досуга будет снят, когда вместе с билетом будет продаваться экскурсионное обслуживание. Пассажирам надо понимать, что дёшево это быть не может».