Примерное время чтения: 6 минут
1940

Лететь по волнам. Как в Нижегородской области работают скоростные «Валдаи»

В юбилейный год жителей и гостей Нижнего Новгорода ждёт ещё один подарок. Скоростные «Валдаи», кроме Городца и Чкаловска, теперь идут в Макарьев, Павлово, к Шуховской башне в Дзержинске и в Чебоксары. В планах – Йошкар-Ола и Юрьевец.

Чего ждёт пассажир от такой поездки? И что готовы предложить ему на берегу?

Много времени и денег

Евгений Круглов любит путешествовать. Недавно съездил в Чкаловск – на родину знаменитого лётчика-героя Валерия Чкалова. Добраться до города крылатой мечты решил на крыльях подводных – на «Валдае». Стоимость поездки – 1500 руб. (туда-обратно) плюс 150 руб. сервисного сбора. В пути два с половиной часа, ещё три с половиной часа – стоянка в городе.

На местной пристани идёт ремонт. По кафе с романтичным названием «Ветерок» ветерок с реки не гулял – оно не работало. Кофе не выпить, туалета нет, телефон зарядить негде.

Гость Чкаловска с трудом нашёл магазин, где прикупил местного хлеба и подкопчённых окуньков. Затем заглянул в городской парк, полюбовался памятником Ленину, покатался на качелях времён СССР, а потом отправился в мемориальный музей Чкалова.

«Чтобы обойти дом и заглянуть в ангар с техникой, хватает около 40 минут. Что делать дальше в Чкаловске? Я смотрел на великолепные пейзажи, которые напоминают мне Финский залив, – вздыхает Евгений. – Поездка на «Валдае» недешёвая, а никакого туристического наполнения у рейса нет. Я ожидал, что нас встречать будут как дорогих гостей. Получилось, что просто прокатился по реке за весьма приличные деньги».

А Марина Дуева до сих пор с восторгом вспоминает свою последнюю поездку в Макарьевский монастырь на знаменитом «Метеоре» – теплоходе на подводных крыльях. Дело было в далёком 2003 году.

«Никакой специальной туристической составляющей, вроде дам в кокошниках на берегу, в те годы у скоростного речного транспорта тоже не было. Собрались студенческой компанией, прихватили еды и полетели по волнам, – рассказывает Марина. – Особый кайф было выйти на палубу «Метеора» – брызги, скорость. Мы погуляли по монастырю, устроили пикник на берегу, ножки в реке помочили, коз местных погладили – и домой».

Правда, по воспоминаниям речной туристки, в ту пору билет на «Метеор» стоил около 200 руб. Для студентов дороговато, но в общем и целом – вполне доступно. «С нами на борту дачники были и местные жители», – добавляет Марина Дуева.

На «Ракете» в огород

В советские годы суда на подводных крыльях, в первую очередь, были доступным общественным транспортом. Люди на «Ракетах», «Метеорах», «Восходах» ездили на работу в областной центр, в гости к родным на малую родину, на дачу. Билет стоил практически столько же, сколько поездка на пригородном автобусе.

«Я сам родом из Мурома. Билет на автобус до этого города стоил тогда 3 рубля 95 копеек, а на «Ракету» – 4 рубля 30 копеек, – говорит доктор исторических наук, исследователь речного транспорта Алексей Халин. – Чуть дороже, но плюсов масса. В пути можно было встать с места и походить по салону, чтобы размяться, воспользоваться туалетом. За день в разных направлениях «Ракета» делала в среднем по четыре-пять рейсов, но билетов было не достать».

По словам Алексея Халина, популярным пригородным транспортом суда на подводных крыльях были потому, что на Волге и Оке в ту пору существовало много больших сёл с дебаркадерами. «Ракета» не просто по прямой шла в Казань, а останавливалась в Кстове, Лыскове, Воротынце. Сейчас эта инфраструктура фактически утеряна. Тем не менее, даже в советские годы флот на подводных крыльях при немалом пассажиропотоке дотировался государством.

«Суда на подводных крыльях, с виду очень изящные и лёгкие, на самом деле сжигают тонны топлива, – продолжает Алексей Халин. – Оно с тех пор колоссально подорожало. Думаю, в наших реалиях ежедневным речным транспортом те же «Валдаи» не станут. Слишком они дороги в обслуживании. Скорее, это развлечение, а значит, в поездках должна быть и некая туристическая составляющая».

Лови туриста!

Работники сферы туризма в речных городах Нижегородской области и рады бы встретить новый поток гостей с реки, но пока это невозможно по объективным причинам. У региональной компании по развитию скоростного судоходства, которая эксплуатирует «Валдай», оказывается, нет лицензии на предоставление туристических услуг. По сути, это действительно пассажирские перевозки в чистом виде, причём приносящие неплохой доход без всяких дополнительных смыслов.

«Сейчас люди, которые купили билеты, неорганизованные туристы. Не ловить же их по улицам и приглашать в музей! – рассуждает директор Павловского исторического музея Николай Федотов. – К нам с предложениями организовать досуг пассажирам скоростных судов никто не выходил. Что касается инфраструктуры, ладно бы туалеты и кафе... В Павлове кассовые аппараты в учреждениях культуры обслуживает компания, которая не работает с самым крупным в России банком. Турист уверен, что райцентр по уровню обслуживания не хуже Нижнего, а мы даже его банковскую карту для оплаты билета принять не можем».

Николай Федотов уверен: никто из музейных работников никогда не откажется от дополнительных туристических групп, но пока совместная работа с перевозчиком не налажена.

В Павлове у «Валдая» появилась новая услуга – речные прогулки для местных жителей в тот промежуток времени, пока туристы из Нижнего гуляют по городу. Прокатиться можно от Павлова до села Вареж и обратно. На пробном рейсе людей на пристани собралось гораздо больше, чем могло вместить судно, несмотря на цену – 400 руб. за 40-минутную поездку. Многим павловчанам такой вариант досуга в выходной день показался интересным.

Станет ли судно на подводных крыльях удобным транспортом, местным жителям понять сложно: перевозки не ежедневные, билеты на пристани не купишь. Но иногда прокатиться до Нижнего Новгорода и обратно люди готовы. Более того, они понимают, что дешёвым такое удовольствие быть не может. Времена не те…

Будь готов к отдыху

Суда на подводных крыльях – такой же общественный транспорт, как трамвай.

«Мне непонятно, почему пассажиры «Валдая», судна, которое выполняет скоростные перевозки, считают себя туристами? - говорит организатор путешествий Анна Вингурт. - Почему такой пассажир ждёт праздничной встречи на причале? Действительно, девушки в кокошниках приветствуют туристов с теплоходов в больших и малых городах. Но для этого круизные операторы за полгода-год заключают договоры с принимающей стороной, оплачивают, девушки шьют сарафаны и выходят на причал. Встреча входит в стоимость круиза.

А у пассажира «Валдая» только билет на одну поездку. Такой же, как билет на трамвай. Не продумав свой маршрут и всю логистику путешествия, человек начинает бродить в пункте назначения в поисках розетки для телефона, кофе, «какого-нибудь музея» ...

Действительно, вопрос организации досуга будет снят, когда вместе с билетом будет продаваться экскурсионное обслуживание. Пассажирам надо понимать, что дёшево это быть не может».

Языком цифр
Более 2200 пассажиров перевезли «Валдаи 45Р» из Нижнего за навигацию 2020 года. Ещё пять судов «Валдай 45Р» планируют вывести на маршруты в регионе и расширить маршрутную сеть. Шесть «Валдаев» в год позволяют строить мощности компании-производителя судов. До 2023 года также планируют закупить пассажирский катамаран на электротяге, который, предположительно, будет курсировать по Волге.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно