Путь в герои-лётчики для грезивших о небе начинался с аэроклуба. За несколько лет до начала Великой Отечественной войны это был почти обычный досуг: простые рабочие до и после заводской смены садились за штурвал самолёта.
В годы военного лихолетья воспитанники аэроклубов защищали родное советское небо, не жалея жизни. Аэроклуб Автозавода в Горьком воспитал 12 будущих Героев Советского Союза. Об истории клуба nn.aif.ru рассказал заведующий клубом «Юный авиатор» Центра детского творчества Автозаводского района Нижнего Новгорода Сергей Мягков — он внимательно исследовал биографии многих десятков заводчан, ставших боевыми лётчиками.
Рассвет за штурвалом
Злата Медушевская, nn.aif.ru: Сергей Васильевич, с 1933 года в Горьком действовал областной авиационный аэроклуб им. П. И. Баранова. А как у Автозавода появился свой?
Сергей Мягков: Авиационный клуб в Автозаводском районе был организован в августе 1934 года. Предпосылки были — здесь существовала хорошая планерная школа, основанная в 1933 году Анатолием Робулем.
На тот момент было понятно, что война, скорее всего, уже неизбежна. С 1938 года учебный состав лётных школ Военно-воздушных сил Красной армии комплектовался только из выпускников аэроклубов. Это экономило время и деньги на подготовку лётных кадров.
Имя лётчика, одного из первых Героев Советского Союза, участника спасения экипажа ледокола «Челюскин» Михаила Васильевича Водопьянова автозаводский аэроклуб получил в 1934 году — Водопьянов до этого побывал на заводе. Аэроклубовцы попросили об этом Михаила Васильевича, и он согласился.
— Кем были первые курсанты аэроклуба?
— В основном заводчане — слесари, литейщики, сборщики, учащиеся автомобильного техникума при заводе имени Молотова. Причём рабочие проходили обучение в авиаклубе без отрыва от производства. Бывало, некоторые курсанты с рассвета летали, а потом бежали на смену на завод.
Каждый год с ноября до начала лётного сезона в апреле курсанты изучали конструкцию самолёта и двигателя, теорию полёта. Была у них и политическая подготовка. Это, кстати, иногда давало основания для отсева.
Кроме того, у будущих советских лётчиков должно было быть соответствующее социальное происхождение — потомков кулаков в клуб не брали.
— На чём учились летать?
— Первый самолёт автозаводцы получил от Горьковского областного аэроклуба им. П. И. Баранова. Помогал с приобретением техники и завод, собирала средства комсомольская организация.
Учиться начинали на планерах, а потом пересаживались на учебные самолёты У-2. После завершения обучения курсантам выдавали удостоверения лётчиков запаса. По разным данным, такие документы получили около 500 человек.
Лучших из лучших направляли в лётные училища. Перед началом Великой Отечественной войны над Автозаводским аэроклубом взяло шефство военное училище города Энгельс Саратовской области. Его представитель сам приезжал в Горький, чтобы отобрать курсантов.
Путь в высоту
— Что из себя представлял аэроклуб к 22 июня 1941 года?
— Это уже была сильная самостоятельная организация. На балансе у клуба было шесть самолётов У-2 и самолёт Р-5, предназначенный для буксировки планеров, была своя парашютная вышка. Здесь плотно занимались подготовкой парашютистов.
Одной из первых, кто совершил прыжок с самолёта У-2, была автозаводчанка Римма Скоробогатова. Потом у неё на счету было уже сто прыжков, Скоробогатова получила звание «Мастер парашютизма».
Римма Марковна мечтала быть пилотом, считала, что они необыкновенные люди. Скоробогатова была в первом выпуске лётчиков аэроклуба. Позже стала инструктором лётного дела.
Вообще, из-за нехватки кадров аэроклуб сам готовил инструкторов для лётчиков и парашютистов. Например, моим первым учителем в авиамодельном кружке Автозаводского Дома пионеров стал Алексей Иванович Паршин. Он был слесарем-инструментальщиком на Автозаводе, без отрыва от производства прошёл обучение в аэроклубе и, показав отличные результаты, стал его инструктором.
Когда началась война, Паршин два года летал на Калининском фронте, получил два ордена Красной Звезды. Потом его отозвали в тыл, где Алексей Иванович переучился на пилотирование штурмовика ИЛ-2. На фронт Алексей Иванович больше не попал, хотя подавал рапорт за рапортом. Но в тылу нужны были его знания инструктора. Паршин подготовил более 80 пилотов-штурмовиков и получил за это два ордена Великой Отечественной войны II степени.
— Почему Автозаводский аэроклуб в войну перевели из Горького?
— Его не перевели, а фактически закрыли. Это было необходимо. В 1941 году на базе пятой воздушной школы в городе Алатырь в Чувашии был сформирован 708-й авиационный полк воздушных ночных бомбардировщиков на базе учебных самолётов У-2. Туда на своей технике отправились курсанты, инструкторы, авиамеханики горьковских аэроклубов, в том числе автозаводского. Полк был направлен на Калининский фронт.
Лётчики 708-го смешанного авиационного полка уничтожали особо важные объекты в глубине обороны противника, доставляли продовольствие для партизан, забрасывали разведчиков в тыл врага.
Автозаводец Александр Крусин был назначен начальником штаба полка. В мирное время он участвовал в строительстве завода, работал мастером в литейном цехе, без отрыва от производства закончил курсы пилотов и стал помполитом аэроклуба, фактически исполняя обязанности начальника аэроклуба. В годы Великой Отечественной войны совершил 200 боевых вылетов в глубокий тыл врага. За боевые заслуги Крусин награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды. После войны вернулся работать на родной завод.
Мужали вместе со страной
— Многие выпускники аэроклуба не вернулись с войны...
— К сожалению, многие. Курсанты после окончания аэроклуба переучивались на Ил-2 на лётчиков-штурмовиков, и на фронт они попали в 1943 году. Тогда было настоящее пекло в небе, потери были огромными.
Два года я исследовал биографии около 90 выпускников Автозаводского аэроклуба — буквально прожил жизнь каждого.
12 выпускников аэроклуба стали Героями Советского Союза, но для меня каждый из девяти десятков — настоящий герой! Ведь в начале войны многие были совсем мальчишками. По фото видно, как ребята на глазах мужали вместе со страной, сражаясь с фашистами в небе. А враг был матёрый! Наши часто брали мужеством. Не боясь за свою жизнь, бросались в бой с асами люфтваффе и побеждали, хотя, казалось бы, это было невозможно.
У некоторых выпускников были трагические судьбы. Инструктор аэроклуба Алексей Куимов погиб в 1941 году. Один вступил в небе в бой с большим количеством «мессеров». Ему тоже хотели дать звание Героя Советского Союза, но тогда наши войска быстро отступали, и документы на награду где-то затерялись. Разве Куимов не герой?
Автозаводец Иван Катаев вернулся на аэродром с боевого вылета с пробитой грудью. При заходе на посадку потерял силы, в результате самолёт сорвался в штопор и врезался в землю...
Один из выпускников аэроклуба во время войны летал на американском бомбардировщике. В определённый период долго полётов не было, к весне аэродром раскис, и вдруг — срочный вылет. Отбомбили, и при заходе на посадку пилот забыл выпустить шасси, сел на брюхо, повредил самолёт. Военный суд приговорил парня к году в штрафбате. В первом же бою этот прекрасный лётчик погиб на земле с винтовкой в руках...
— Почему аэроклуб не возродили после Победы?
— Наверное, не требовалось уже такое количество военных лётчиков. Те, кто вернулся с войны, вновь устраивались на завод или шли в педагоги, как мой учитель Алексей Паршин. Шесть выпускников аэроклуба отправились работать в различные службы горьковского аэропорта в Стригино.
— Сергей Васильевич, сегодня вы учите детей создавать авиационные модели, а лётчиками они быть мечтают?
— Среди наших выпускников есть лётчик, на счету которого уже 400 боевых вылетов, награждённый орденом Мужества и медалью «За отвагу». Когда-то он пришёл к нам в клуб и сказал: «Хочу быть лётчиком!» И стал.
Есть среди выпускников нашего детского клуба и инженеры-конструкторы, технические специалисты. Авиамоделирование в любом случае учит наших воспитанников дисциплине и ответственному подходу к любому делу.

Виктор Чугунов и Константин Давыдов. Крылатые герои из Горьковской области
Борис Панин и Анатолий Самочкин. Путь в Герои СССР лежал через аэроклуб
Орудие Победы. Какой была судьба противотанковой пушки ЗИС-2
«Малютки» и «Сталинцы». Какой вклад в Победу внесли горьковские корабелы