Примерное время чтения: 6 минут
314

Инженеры будущего. ГАЗ провел соревнования автоматизированных машин

Участники «РобоКросса»
Участники «РобоКросса» АиФ-Нижний Новгород

Фонд «Вольное Дело» и Горьковский автозавод в 11-й раз провели в Нижнем Новгороде соревнования автоматизированных автомобилей «РобоКросс». На испытательном полигоне ГАЗа машины без прямого участия человека выполняли сложные маневры, преодолевая трассу с препятствиями.

Нейросеть за рулем

«Робокросс» проходит с 2010 года по программе «Робототехника», которая стала путевкой в жизнь для тысяч мальчишек и девчонок из разных регионов страны. В состязании принимают участие студенческие команды из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Нижнего Новгорода и Коврова.

«Это не столько соревнование, сколько образовательная программа. Важна не победа, а то что будущие разработчики беспилотных систем управления в реальных условиях протестируют свои решения, — говорит руководитель программы «Робототехника» Максим Петров. — В этом году мы ввели формат обмена опытом, чтобы команды обсуждали инженерные подходы, которые они применили на своих транспортных средствах, делились возникшими сложностями и вместе искали пути решения. На наш взгляд, это очень важный элемент обучения. Я хочу поблагодарить «Группу ГАЗ», которая поддерживает образовательные программы «РобоКросса», а специалисты компании консультируют ребят в их творческом поиске».

На полигоне смоделировали реальную ситуацию. Фото: АиФ-Нижний Новгород

Автомобили каждой команды должны пройти трассу, выполняя требования правил дорожного движения, определять сигналы светофоров, дорожные знаки, соблюдать разметку, объезжать препятствия и так далее. Для этого на полигоне смоделировали реальную ситуацию. В подготовке машин участвуют сразу несколько специалистов разных направлений: инженеры-электронщики, механики, программисты.

У каждой команды есть свои собственные разработки. Например, команда «МиР» (мехатроника и робототехника) из нижегородского политеха решила отказаться от дорогостоящего оборудования, усилив искусственный интеллект своего беспилотника «ГАЗель» другими решениями.

«Средства автоматизации транспортных средств пока очень дорогие. Мы понимаем, что нужно идти в сторону энергоэффективности. Для этого необходимо совершенствовать программное обеспечение», — говорит участник нижегородской команды НГТУ Александр Сизов.

Светлые головы

Горьковский автозавод активно ведет работу по развитию беспилотного транспорта. В этом году в серийное производство запустили автомобиль «ГАЗель NN» на цифровой платформе, которая станет основой для развития интеллектуальных систем помощи водителю.

Автомобиль нижегородской команды.
Автомобиль нижегородской команды. Фото: АиФ-Нижний Новгород

Сфера беспилотных технологий развивается очень быстро и для нее нужны кадры. Именно поэтому ГАЗ поддерживает студентов, которые заинтересованы в создании автоматизированных транспортных средств и получении уникальных инженерных компетенций. «РобоКросс» дает молодым людям огромный практический опыт. На других площадках такие знания получить почти невозможно!

«Потребность постоянно обновляться — это «встроенная» функция в «Группе ГАЗ»: в компании внедряется автоматизация бизнес-процессов, создаются электромобили, машины с системами помощи водителю, развиваются беспилотные технологии. ГАЗ вместе с НГТУ имени Алексеева создал беспилотный автомобиль «ГАЗель NEXT», а недавно наша компания ворвалась в цифровую эру с автомобилем нового поколения «ГАЗель NN». Поэтому инженеров будущего мы начинаем готовить на самых ранних этапах, поддерживая программу «Робототехника», а потом приглашаем талантливых выпускников вузов на предприятия компании, чтобы они могли реализовать свой инженерных потенциал в наших передовых проектах», — сказал управляющий директор автозавода ГАЗ Андрей Софонов.

Эта работа дает свои плоды: уже более 80 участников соревнований прошлых лет работают на ГАЗе. Один из них — инженер-конструктор, выпускник программы «Робототехника» Михаил Воронин. Впервые он принял участие в «РобоКроссе» в 2019 году, когда был студентом НГТУ имени Р.Е. Алексеева. Теперь он снова вернулся на газовский полигон в составе нижегородской команды в качестве опытного специалиста.

Нижегородская команда на «РобоКроссе».
Нижегородская команда на «РобоКроссе». Фото: АиФ-Нижний Новгород

«Чтобы закрепить любые знания, нужна практика. На «РобоКроссе» мы сделали беспилотник «ГАЗель», испытали его в полевых условиях на полигоне ГАЗа, и это дало гигантский толчок для нашего понимания как работы автомобиля, так и беспилотных систем. Но мне хотелось сделать что-то на большом заводе для большого количества людей. Поэтому пошел на ГАЗ. Здесь я чувствую, что моя работа реально нужна людям», — сказал Михаил Воронин.

Промышленник Олег Дерипаска всегда уделял большое внимание подготовке кадров, которые будут работать над перспективными проектами. Основанная им программа «Робототехника» действует по всей стране уже много лет — в школах, «Кванториумах», «Техноспейсах».

«Самые главные итоги «РобоКросса» — это решения, которые предлагают ребята, это светлые головы наших студентов, которые воплощают в жизнь свои проекты. Молодые люди вырастают в специалистов, которые продолжают работать у нас в компании, создавая автомобили, которые выходят на дороги нашей страны. Год за годом в команды «РобоКросса» приходят новые участники, которым ГАЗ предоставляет широкое поле деятельности для применения своих сил. Мы считаем, что это важный механизм привлечения кадров в отрасль», — сказал руководитель направления инновационных проектов объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Михаил Иванов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)