Примерное время чтения: 9 минут
220

«И в полночь ваши денежки…» Как мошенники убеждают отдать всё до копейки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 14/09/2022
Технологии бессильны перед человеком, который не пуглив и умеет отстаивать личные границы.
Технологии бессильны перед человеком, который не пуглив и умеет отстаивать личные границы. pixabay.com

Звонок с незнакомого номера – уже опасность.

По крайней мере, начинаешь так думать, услышав множество историй о «следователях», «банкирах» и «финансовых консультантах», которые по локоть влезают в ваш карман, используя телефон, банковские приложения и купленные где-то базы персональных данных. Люди, будьте бдительны!

Поверил в тайны следствия

Для рязанца Игоря Сергеева телефонные мошенники разыграли настоящий спектакль. «Полицейские» прислали даже номера своих удостоверений. Убедили Игоря, что расследуют уголовное дело, проверяют сотрудника кредитного отдела известного банка. А Игорь как раз подал в банк заявку на кредит…

«Задание» правоохранительных органов было простым: подойти к банковскому сотруднику, взять кредит на 425 тыс. руб., а потом сразу его вернуть. Даст кредит – значит, подозрения якобы подтвердятся, откажет – подозревали честного человека.

Конечно, нужна строжайшая конспирация! Игоря предупредили об ответственности за разглашение тайны следствия: на кону поимка крупного мошенника. Убедили, что в банке силовики будут через видеокамеры следить за сделкой.

Но Игорь решил посмотреть в Сети, работают ли в полиции люди с подобными ФИО и должностями. Полное совпадение! И он отправился «помогать». Кредит одобрили и быстро выдали.

«Мне сразу перезвонили, поблагодарили, сказали, что сотрудника банка сейчас задержат, а мне надо срочно вернуть деньги через банкомат. Продиктовали счёт, я внёс туда 70 тыс. и засомневался… Решил позвонить в банк. Звоню, а мне говорят: это мошенники!» Теперь уже возбудили настоящее уголовное дело. Но 70 тыс. Игорю пришлось самому возвращать.

Ни к чему такой «кэшбек»

Жертвой новой схемы обмана чуть не стала Галина Васильева из Ярославля. Ей позвонили из банка и начали рассказывать о бонусной программе. А Галина недавно как раз оформила карту, чтобы получать кэшбек.

И сначала её даже ничего не смущало. «Специалист» объяснил, что накопленные баллы можно при желании обменять на рубли. Нужны лишь данные карты и смс-код от банка для подтверждения операции. «И тут я подумала: зачем банку эта информация? Ведь сейчас все операции можно выполнить в приложении, а не при телефонном разговоре».

Галина ответила, что подумает над предложением и сама свяжется с банком. А разочарованный собеседник, не прощаясь, бросил трубку. Женщина поняла, что «банкир» был липовым и в случае чего плакали бы её денежки… В ярославском отделении Банка России подтвердили, что самый надёжный способ защитить деньги при поступлении сомнительных звонков – прервать разговор и самостоятельно связаться с банком.

Не технологии, а «любовь»

А порой технологии мошенникам ни к чему – хватит одного дара убеждения. Это понял 55-летний житель Владимира. В Сети он познакомился с девушкой. Дистанционный роман закручивался стремительно. Подружка попросила денег, чтобы приехать во Владимир и встретиться.

«Ромео», не задумываясь, перевёл деньги. Но поездка якобы сорвалась – девушка написала, что попала в психиатрическую клинику. И, конечно, попросила ещё деньжат, чтобы оттуда выбраться. Ждать транша ей не пришлось… А личной встречи  всё не было. Кавалер понял: его «кинули».

Полиция сработала чётко. Выяснилось: под ником девушки скрывался 21-летний парень из Башкортостана. За время общения он выманил у жителя Владимира 680 тыс. руб. Предприимчивого «друга по переписке» нашли и арестовали. 

Испытано на себе:  И двуглавый орёл на аватарке

Наталия Лисицына рассказывает о своем опыте общения с телефонными мошенниками.

«Мошенники используют возможности современных технологий на все сто. Поняла это, когда решила для эксперимента добровольно пройти по цепочке «развода».

 Звонок с московского номера: «Вас (называют по имени-отчеству) беспокоят из такого-то подразделения МВД России. Меня зовут…» Дальше – длинный рассказ, как некто пытается снять мои деньги, открыто уголовное дело. После этого: «Я переведу вас на специалиста Центробанка».

 «Специалист» отвечает буквально сразу и долго «грузит» всякими страшилками: на ваше имя возьмут кредиты и проч. А чтобы этого не случилось, просит загрузить на смартфон приложение AirDroid Cast. После загрузки приложения сверху на экране телефона высвечивается «Центральный банк России». Потом «специалист» переходит на «защищённую линию» WhatsApp. На его аватарке появляется эмблема – двуглавый орёл с подписью «Банк России». Следующий мой собеседник – «финансовый консультант».

 «Консультант» рекомендует срочно пойти в ближайшее отделение банка, где хранятся мои средства, и «обнулить» счёт, забрав всё до копейки. Аргумент: ваш счёт дискредитирован, надо открыть новый.

 Мне очень неудобно перед сотрудниками банка, но я врала, как сивый мерин. Они 150 раз сказали про мошенников, но я стояла на своём: снимаем всё! После дополнительного запроса банк в операции отказал, за что ему крайне благодарна. Приложение из телефона удалила.

На что обратить внимание: ваши настойчивые телефонные собеседники многократно повторяют, что не спрашивают личных данных и паролей; требуют сделать всё немедленно; просят не говорить сотрудникам банка, что «открыто уголовное дело». Если сбросить звонок, будут пытаться дозваниваться с других номеров».

Компетентно. Лучше не разговаривать

Какие новые ловушки придумали для нас мошенники? Как специалисты советуют им противостоять? Рассказывает начальник пятого отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Нижегородской области Артём Фролов:

«Всё новое – это хорошо забытое старое. К сожалению, злоумышленники опять массово звонят пенсионерам и сообщают, что их родственник якобы стал участником ДТП и для оказания ему или другим пострадавшим экстренной медицинской помощи срочно нужны деньги. По старинке деньги просят передать через курьера.

Из новинок: у мошенников появились более совершенные базы данных граждан. Человеку могут назвать все установочные данные его родственника. Кажется, и вправду сын или дочь сидит рядом и сообщает эту информацию.

Скорее всего, мошенники будут настаивать на том, что разговор с ними прерывать нельзя, иначе ваш близкий человек пострадает. Что делать? Спросите у звонящего какую-либо личную информацию из жизни вашей семьи, которая не может быть отражена в базах данных. Он вряд ли ответит правильно. Либо всё-таки постарайтесь перезвонить родственнику, с которым, со слов звонящих, что-то случилось.

Другой случай – мошенники представляются сотрудниками полиции, Следственного комитета, прокуратуры и даже ФСБ. Они уверяют, что идёт операция по поиску злоумышленников, в том числе среди банковских работников, и вы должны им помочь, тем более что подозрительные транзакции как раз происходят по вашим счетам. Или вообще на вас пытаются оформить кредит. Здесь вступать в беседу вообще не надо! Вас разными методами могут переубедить, что звонят не мошенники, и добиться своего. Например, современная IP-телефония позволяет, находясь в любой точке земного шара, где есть Интернет, звонить как бы с обычных городских или мобильных номеров вашего региона, в том числе визуально схожих с официальными номерами различных правоохранительных органов. В ход могут идти угрозы, психологическое давление, шантаж.

Один из новых способов отъёма денег у населения – звонок якобы от имени сотового оператора с предложением сменить SIM-карту, поскольку у неё, например, заканчивается срок действия. Затем вам начинают присылать SMS-сообщения с кодами, которые при вводе позволят мошенникам подключаться к вашим мобильным банковским приложениям и распоряжаться вашими деньгами. Помните: любые действия с SIM-картой должны проходить исключительно при личном посещении абонентом офиса сотового оператора. Не используйте никакие коды, прекратите разговор.

По-прежнему благодатное поле деятельности для аферистов – крупные сайты бесплатных объявлений о продаже товаров и услуг. Не переходите с этих сайтов по подозрительным ссылкам, которые вам присылают потенциальные продавцы или покупатели. Самое надёжное – получить или передать наличные деньги при личной встрече или в пункте выдачи товаров.

Поймать кибермошенников сложно, но если посмотреть статистику, к примеру Нижегородского региона, то число раскрываемых случаев растёт. Но лучше просто не попадать в такие ситуации:  осторожность никогда не помешает, особенно если речь о ВАШИХ деньгах».

Если вас всё же обманули

  1. Как можно быстрее обратитесь в полицию по месту пребывания или жительства с копиями документов из банка или скриншотами с телефона, подтверждающими перевод денег мошенникам.
  2. Прикрепите к заявлению детализацию входящих звонков, чтобы было понятно, с какого номера и когда они поступали. Детализацию можно заказать у сотового оператора.
  3. Если вы сообщили аферистам данные банковской карты, её надо немедленно заблокировать и перевыпустить, чтобы предотвратить дальнейшие хищения.

Мнение эксперта

Психолог Марина Локоткова:

«Мир подаёт нам сигналы: сейчас надо максимально сконцентрироваться. Но принято считать, что полицейские и банковские работники – надёжные люди и общаться с ними безопасно...

Действуют и традиционные социальные механизмы. Мужчина с низким голосом, назвав серьёзную должность и продолжая разговор на уверенных давящих нотах, может «включить» у собеседника подсознательные механизмы подчинения. Это особенно актуально для людей, которые в данный момент в стрессовой ситуации. Они сразу пугаются и начинают слушаться.

К тому же технологии нейролингвистического программирования позволяют злоумышленнику добиться нужной реакции. Однако никакие технологии не помогут загипнотизировать человека, который критичен, умеет отстаивать личные границы, не пуглив. Но таких у нас в обществе немного…»

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно