Докатиться до ЧП легко. Что не так с электросамокатами и их водителями?
Как это красиво – нестись на двух колёсах с ветерком мимо разбегающихся пешеходов! Электросамокаты давно стали частью городских улиц, но до культуры их вождения пока далеко.
Круг взаимного неуважения
Нижегородец Илья Шевцов – большой поклонник электросамокатов. Недавно купил очередной экземпляр дороже 50 тыс. руб. Илье нравятся мобильность и маневренность при минимальных расходах на обслуживание транспортного средства. А вот отношение водителей и пешеходов к самокатчикам его расстраивает.
«Недавно я выехал на проезжую часть, где меня натурально пытался задавить один товарищ на джипе. Специально задел самокат, и я упал, – вздыхает Илья. – В машине человек защищён огромной железной коробкой и прёт против меня, «маленького» участника дорожного движения».
По словам Ильи Шевцова, пешеходы любят ходить по велодорожкам, где имеют право ездить электросамокаты, или вдруг резко меняют свой маршрут.
Как-то пожилая женщина со всей силы намеренно ударила Илью огромной хозяйственной сумкой, сбив с самоката. Если бы он вовремя не снизил скорость, бабушку могло бы с силой отбросить на асфальт.
А единственную травму за время пользования электросамокатом Илья получил в прошлом году. Он ехал вдоль тротуара, где были припаркованы машины. В одной из них дверь открылась как раз тогда, когда парень проезжал мимо. Илья врезался в преграду и сломал руку…
Между тем пешеходы и водители наверняка могут рассказать немало историй об опасном поведении тех же самокатчиков и точно так же предъявить им претензии! Город с узкими улицами и с дефицитом уважения к ближнему, увы, располагает к небольшим и большим ЧП с самокатами.
Правда, мэрия договорилась с компаниями, предоставляющими самокаты в аренду, об ограничении скорости. Но те лихие самокатчики, у кого агрегат свой, ни о чём таком ни с кем не договаривались…
Скоростной пешеход
В Рязани и на тротуарах, и на проезжей части самокатчики – тоже далеко не редкость. В начале лета 19-летний юноша пересекал улицу Ленина на красный свет и был сбит иномаркой.
Это происшествие пока стало единственным в статистике местной ГИБДД за 2022 год. «Случаи, когда самокат наезжает на пешехода, у нас не фиксируются, потому что они не попадают в категорию ДТП», – объясняет сотрудник пресс-службы Рязанской ГИБДД Валентин Росин.
Действительно, было бы странно квалифицировать как ДТП случай с двумя пешеходами, ведь водители самокатов, по официальным данным, – те же пешеходы, хотя могут развивать скорость до 40 км/ч. «Они должны перемещаться по тротуарам или велосипедным дорожкам, при пересечении проезжей части обязаны спешиться», – рассказывает Валентин Росин.
В последние года три количество электросамокатов в городе значительно выросло, но говорить о всплеске аварий с их участием нельзя. В 2021 году было зарегистрировано 10 таких происшествий.
Однако большинство рязанцев настороженно относятся к такому средству передвижения. Более половины горожан – за введение ограничений для вождения самокатов, опрос об этом проводил сервис SuperJob. Против ограничений высказались 26% респондентов: «Нужно создавать комфортную среду — отдельные дорожки, желательно с ограждениями». Но пока о таких условиях можно только мечтать, и пешеходам нередко приходится шарахаться от пролетающих мимо «коллег» на двух колёсах.
В Ярославле, наряду с вопросом безопасности вождения электросамокатов, нынешним летом возникла ещё одна проблема. Город остался без самокатов в аренду – ни одна компания, предлагающая услугу, не заключила официальных договоров с городскими властями. Торги проводились в июне, но по жалобе в УФАС были отменены. Новый аукцион мэрия обещает провести в конце июля. А пока из-за административной анархии стоянки для двухколёсного транспорта стихийно появляются то там, то тут.
«Люди нередко оставляют самокаты поперёк тротуаров, у пешеходных переходов и остановок, на газонах. Иногда самокаты бросают прямо на проезжей части, это создаёт угрозу возникновения ДТП», – прокомментировала руководитель регионального исполкома Народного фронта Оксана Каменецкая.
Просто чудо, что при отсутствии всяческого контроля о серьёзных ЧП с участием самокатов в городе пока не слышали!
В середине июля власти начали убирать незаконные парковки самокатов в одном из самых туристических мест в Ярославле – Стрелке. Более 60 самокатов оттуда отправили на «штрафстоянку». Но уже спустя несколько дней агрегаты вернулись на обзорную площадку и мешают туристам любоваться красотами древнего Ярославля.
«Лещ исцеляющий»
В мэрии Владимира не раз поднимали вопрос о запрете электротранспорта. Но безусловным злом новомодный транспорт всё же не признали. Для одних это инновационное, экологичное и удобное средство передвижения, с которым бесполезно бороться – нужно просто модернизировать городскую инфраструктуру. Для других владельцы «электрокаталок» представляются порождением зла.
«Я всю жизнь любил острые ощущения. Когда купил электроскутер, раскрыл его потенциал на полную катушку, – рассказывает владимирец Роман Травников. – Больше всего нравилось кататься на нём по объездной трассе ночью, когда машин мало. Предварительно, конечно, «полировал» сознание несколькими стопками «крепыша». Мчишься потом под 70 км/ч, а лишить тебя водительских прав никто не может…»
Вот только катался так Роман недолго. Влип в историю, которая изменила его взгляд на «классный досуг».
«На повороте я влетел в задний бампер иномарки – машина стояла на светофоре, а я поздно начал тормозить. Повреждений вроде не было, но ситуация очень не понравилась водителю авто, а он был здоровее меня раза в два, – вспоминает Роман. – Подошёл он ко мне, как Терминатор, и зарядил в ухо такого мощного «леща», что я отлетел в канаву вместе со скутером. В полицию никто из нас заявлять не стал. Знаете, я даже благодарен этому мужику. Если бы он меня своевременно не «вылечил», рано или поздно я бы свернул себе шею...»
Между тем не все лихачи вовремя усваивают такие уроки судьбы. Значит, пока нет ни сети специальных дорожек в наших городах, ни строгих запретов в ПДД, будут новые ЧП.
Компетентно
Кандидат медицинских наук, врач травматолог-ортопед Роман Горбатов (Нижний Новгород):
«Немало случаев, когда люди в первый раз встают на электросамокат и тут же получают серьёзную травму. Повреждения получают и те, на кого самокат наезжает. Такое вроде бы мини-ДТП на самом деле долго и сильно влияет на качество жизни. Речь идёт о так называемых высокоэнергетичных травмах – повреждениях в результате действия высокой кинетической энергии. Как правило, так характеризуют травмы, полученные при ДТП, падении с высоты, огнестрельных ранениях. Чаще это переломы с образованием трёх и более осколков, множественные значительные повреждения мягких тканей с выраженным нарушением кровоснабжения. Падают-то самокатчики и их жертвы чаще всего на асфальт. Потом оскольчатые переломы очень сложно заживают, сращивание костей не у всех происходит правильно, особенно если пациенты возрастные. Иногда требуются сложные операции.
Именно скорость часто провоцирует и серьёзные черепно-мозговые травмы, грозящие даже летальным исходом. Поэтому всегда, когда вы катаетесь на электросамокате, необходимо надевать на голову шлем. А также защищать колени и локти.
Но главное – не увлекаться скоростью и не пренебрегать правилами передвижения на электросамокатах. Цена такого поведения может быть очень высока и для вас, и для других людей!»
За разумные ограничения
Юрист, автомобильный эксперт Александр Дейч (Нижний Новгород):
«На мой взгляд, тема электросамокатов в нашей стране сложная, но не совсем уж не регулируемая никаким законодательством. Тут есть несколько тонкостей.
В правилах дорожного движения существует понятие – средства индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относят роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи и моноколеса. Правоприменения правил в отношении СИМ в разных регионах отличается. Где-то эти правила уже очень жёсткие. Например, где-то электросамокаты должны ездить только по дорогам общего пользования. Лично я категорически против таких норм. Вы хотите гробить людей? Одно неверное движение – и человек с самоката, где, кстати, нет поворотных огней, летит под колёса машин...
Я за разумные ограничения, которые, скажем, сейчас есть в Нижнем Новгороде. На любом арендном электросамокате установлен сложный GPS-модуль. Он регулирует скорость средства индивидуальной мобильности – не более 25 км/ч, по пешеходным зонам города и вовсе до 15 км/ч. А, например, по парку «Швейцария» арендованный самокат вообще не поедет. Насколько я знаю, во многих регионах такие договорённости властей с шеринговыми компаниями считают более удачной практикой, чем попытки вытеснить электросамокаты на проезжую часть…
Всем тем, кто берёт электросамокат в аренду, рекомендовал бы не скупиться и оформлять страховку. В мобильном приложении, при помощи которого вы арендуете транспортное средство, такой пункт есть.
По закону вред здоровью пострадавшего в ДТП всегда должен возместить тот, кто этот вред причинил. Оформляя страховку, вы передаёте эту обязанность страховой компании».