Мы привыкли ценить старинные русские города за деревянное зодчество. Но истинные шедевры можно встретить и на фасадах советских девятиэтажных домов. И эти произведения тоже надо спасать. В Нижнем Новгороде этим занялись.
Почти год 30 мастеров восстанавливали один из ярких примеров советского монументально-декоративного искусства – мозаичное панно «Быстрее. Выше. Сильнее» на многоэтажке на улице Берёзовской, приуроченное к Олимпиаде-80. И вот работы завершены. Как шло восстановление, nn.aif.ru рассказал руководитель реставрационных работ, художник-реставратор Никита Поляков.
Невечная живопись
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Никита, восстановление мозаичного панно «Быстрее. Выше. Сильнее» обошлось примерно в 24 млн руб. Сумма немалая... В чём же уникальность панно, если оно того стоило?
Никита Поляков: – Начнём с того, что это одна из самых больших мозаик в Нижегородской области. Думаю, и в соседних регионах тоже: высота – около 27 метров, ширина – около 13 метров. В центре мозаики – богиня Ника с факелом и оливковой ветвью в руках. Рядом – олимпийские кольца и сюжеты на спортивные темы. Панно действительно монументальное.
У произведения есть художественная ценность. Автор «Быстрее. Выше. Сильнее» – горьковский художник Валентин Любимов. Он автор других знаковых для города работ – в частности, мемориального комплекса у Вечного огня в Нижегородском кремле и большой мозаики в здании железнодорожного вокзала. У Любимова есть неповторимый почерк, которого у других монументалистов нет.
К сожалению, уникальная мозаика стала осыпаться. Я приезжал в Нижний Новгород в 2021 году, и она была сохранна на 80%, а в 2023-м, когда нас пригласили работу восстанавливать, целостность панно составляла уже всего 50%.
Мозаика располагалась на фасаде обычной девятиэтажки, был велик риск, что один из осыпающихся кусков может упасть на голову прохожим. Летом 2023 года самые аварийные куски стали просто сбивать. Общественность просила власти сохранить мозаику. За работы осенью 2023 года взялась как подрядчик наша группа творческих мастерских, базирующихся в Москве и Ульяновской области.
По поводу денег могу сказать, что, учитывая размеры и износ мозаики, средства на реставрацию были выделены вполне адекватные. Если бы средства на реставрацию «Быстрее. Выше. Сильнее» не нашлись, город навсегда бы потерял произведение мозаичного искусства в ближайший год-два.
– Мозаику называют вечной живописью, некоторые её образцы живут тысячелетиями. Почему же многие советские произведения так быстро начали сыпаться? «Быстрее. Выше. Сильнее» – всего через 40 лет после создания…
– На самом деле, мозаичные панно советского периода по всей стране находятся в разном состоянии. Недавно в Наро-Фоминске мы реставрировали мозаику «Мы наш новый мир построим!» на центральном здании архитектурного комплекса прядильно-ткацкой фабрики. Эта мозаика была создана в 1969 году, но здание, на котором она размещается, долгое время не отапливалось и не эксплуатировалось. Это существенно повлияло на сохранность произведения.
Если говорить о «Быстрее. Выше. Сильнее», это панно при создании крепилось на экспериментальный поливиниловый клей, что-то типа знакомого всем ПВА. А клеящий состав ПВА «живёт» в среднем 30 лет. Так что довольно долго ещё всё продержалось...
Кроме того, слэбы, несущие конструкции, на которые была выложена мозаика, держались на стене на обычных гвоздях. Гвозди с годами проржавели, местами их не было совсем.
Сварить авторский цвет
– Почему нижегородское мозаичное панно восстанавливали в Ульяновской области и работы заняли почти год?
– В Ульяновской области находится наша смальтоварня – мастерская по производству смальты, материала, из которого, собственно, и состоит сама мозаика.
Мозаичное панно с улицы Берёзовской из-за состояния пришлось полностью демонтировать. Каждый слэб с мозаикой надо было обозначить, чтобы потом поставить на своё место. Мы составляли картограмму объекта с учётом того, что не все слэбы идеально ровные, как и само здание девятиэтажки. Буквально математические трудности были!
Потом мозаику разложили на полу в ангаре смальтоварни. Часть элементов была утрачена. Для каждого надо было создать новый эскиз по сохранившимся рисункам и фотографиям.
Далее нужно было по советским технологиям сварить из смальты новую мозаику взамен утраченной. А смальта – материал капризный. Недогрев или перегрев – и цвет другой. При восстановлении «Быстрее. Выше. Сильнее» использовалась смальта 25 оттенков, и каждый раз надо было попасть в авторский цвет.
Если говорить о сроках реставрационных работ, были сложности с их финансированием. Дело в том, что мозаики советского периода по всей России не имеют охранного статуса объектов культурного наследия. Правовых нормативов, как реставрировать такие образцы урбанистики, по сути, не существует. Что это – фасад здания или отдельное произведение искусства? Многие вопросы сейчас решаются прямо в процессе реставрации.
– Почему же нельзя просто признать такие мозаичные панно объектами культурного наследия?
– Этот статус значительно осложнит жизнь простым людям. Например, жителям многоэтажных домов, на фасадах которых расположен такой ОКН. На жильцов будут возложены определённые обязанности по его содержанию. А за счёт на самом деле не таких уж и больших бюджетных средств можно восстановить многие мозаичные панно без статуса ОКН.
Насколько я знаю, в Нижегородской области энтузиасты впервые в России создали перечень объектов советского монументально-декоративного искусства. Кроме мозаик, это скульптура, панно и так далее. Сейчас в перечень внесли около 300 работ.
Под солнцем Дубая
– На ваш взгляд, есть ли мозаике место в современной урбанистке?
– Думаю, сейчас пришло время и возник социальный запрос на реставрацию таких объектов. Люди стали понимать художественную ценность мозаики, и процесс сохранения пошёл. Это наш неповторимый стиль, который и в странах бывшего соцлагеря не везде встретишь. В 1990-х годах, когда большинство объектов с советскими мозаиками начали разрушаться, всем было не до этого.
Сейчас есть интерес и к созданию новых подобных работ, особенно в жарких восточных странах. Краска на фасадах в таких странах, как ОАЭ, под воздействием температур приходит в негодность очень быстро, а мозаика держится отлично.
Кстати, я не против того, чтобы мозаика со стен зданий перемещалась в музейные пространства или в интерьеры домов и квартир. Лишь бы речь шла о законном демонтаже и приобретении в частное пользование, а не о воровстве с заброшенных объектов. Когда есть шанс спасти произведение, это обязательно нужно делать, но всё же в правовом поле.