Московская трагедия в метро была крупнейшей за последние десятилетия. Чтобы предотвратить подобную аварию, во всех городах страны, где есть метрополитен, начались тщательные проверки, была усилена безопасность. Как обстояли с ней дела ранее и стоит ли чего-либо опасаться жителям страны, часто оказывающимся в подземном транспорте, выяснял «АиФ-НН».
Проезжая под Невой
Петербургское метро, конечно, уступает по количеству станций московской подземке, но не менее востребовано жителями города и гостями Северной столицы. Питерское метро уникальное – оно является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Часть сетки проходит под Невой. Поэтому его эксплуатация требует повышенного внимания. Да и от сбоев петербургское метро не застраховано. Слабое место – эскалаторы. Сбои в их работе наблюдаются достаточно часто. Как констатируют в ГУП «Петербургский метрополитен», сегодня нужно заменить агрегаты на 8 станциях. Некоторым эскалаторам более 50 лет, а их ни разу не меняли, а плановый ремонт – головная боль для пассажиров, приходится закрывать некоторые входы на станции. Но все ради их же безопасности.
В прошлом году метрополитен закупил 8 составов нового поколения «НеВа» с более плавным ходом, более технологичные и с камерами видеонаблюдения в каждом вагоне. Это особенно актуально не только в борьбе с карманниками, но и в предотвращении хулиганства и попыток юных экстремалов прокатиться, зацепившись за вагон. Ведь, как известно, новое увлечение - «зацеперство» - стало бичом метрополитенов и железных дорог. Нередки случаи, когда молодые ребята, жаждущие прокатиться на крыше вагона, падают под колеса поездов и гибнут.
Антитеррористической защите и ликвидации чрезвычайных ситуации здесь уделяют много внимания. Перед эскалаторами сотрудники полиции осматривают багаж. Регулярно проходят учения. Например, в ночь с 12 на 13 августа здесь сотрудники МЧС провели учения, восстановили ситуацию, схожую с той, что произошла в московской подземке: состав электропоезда метро сошел с рельсов и врезался в разделительную стену тоннеля. При этом оказались сильно деформированными два головных вагона, еще в одном вагоне возник пожар. Спасатели возгорание потушили, людей спасли. На платформе близлежащей станции был развернут пункт экстренной помощи.
Плиткой по голове
Нижегородское метро, пожалуй, третье по востребованности в стране. Пассажиропоток вырос в разы после ввода в 2013 году первой станции в нагорной части - «Горьковская» и метромоста. До прошлого года три крупных района города, где сосредоточена деловая активность столицы Приволжья, оставались отрезанными от подземки рекой. Разумеется, вероятность возникновения различных опасных ситуаций также возросла. Сегодня при входе в метро багаж пассажиров мобильными металлоискателями проверяют сотрудники полиции. А вот к 1 декабря 6 станций нижегородского метрополитена оборудуют пунктами выборочного досмотра пассажиров, багажа и личных вещей.
Еще недавно слабым местом нижегородского метро, как и в Петербурге, был износ подвижного состава. Уже к 2015 году, по данным нижегородского метрополитена, истекает срок службы 50% вагонного парка. Но в столице Приволжья более активно взялись за смену вагонов, чем в Северной пальмире. За последние 2 года город закупил 27 новых вагонов, планы на 2014 год – покупка еще 15 единиц. Кроме того, проведут капремонт вагонов, что продлит срок их эксплуатации еще на 15 лет. На сегодняшний день, по данным городской администрации, из 100 вагонов, работающих под землей, 40 – новые.
Пока таких трагедий, как в московском метро, в Нижнем Новгороде не возникало. Но Нижегородский метрополитен в новостях регулярно мелькает, особенно «хлебным» на ЧП выдался 2013 год. То на головы пассажирам, ожидающим поезд, упала мраморная плитка - пострадали 3 человека; то подземку заливало (городское метро мелкого заложения, поэтому подобные аварии случаются); то неисправный поезд парализовал движение. Так что сегодня сотрудники прокуратуры регулярно посещают нижегородское метро с проверками.
Бдительные пассажиры
О состоянии подвижного состава екатеринбургского метро можно не переживать еще несколько лет – местной подземке всего четверть века, а, как подтвердят специалисты, гарантийный срок службы вагонов – 31 год.
Но в этом году безопасности уделяют особое внимание. Так, администрация Екатеринбурга запланировала более 83 млн рублей на покупку взрывозащитных контейнеров, переносных комплексов для обнаружения взрывчатых веществ, а также шесть сканирующих установок для досмотра пассажиров.
Да и сами екатеринбуржцы – люди бдительные. Совсем недавно работа метро была парализована из-за оставленной кем-то из пассажиров коробки и пакета. Но полицейские и спасатели сработали молниеносно – сразу платформу, станцию, пути и всю прилегающую территорию оцепили. Тревога оказалась ложной, и можно верить, что при такой внимательности террористы не пройдут.
Ни одного ЧП
В Самаре метро так же скромное – всего 9 станций, да и давок тут не бывает, пассажиропоток отстает даже от нижегородского метрополитена, не говоря уже о подземках Петербурга и Москвы. При этом за безопасностью здесь следят с особой тщательностью. За скоростью поездов следит автоматизированная система. Электроника контролирует скорость движения поездов, что позволяет практически исключить человеческий фактор – ошибки машиниста. Да и с геологической точки зрения в метро все в порядке – оно расположено в благоприятной среде.
Менять подвижной состав в самарском метро пока не планируют, так как пассажиропоток здесь не увеличивается. Как утверждают местные специалисты, за всю его историю не было ни одного чрезвычайного происшествия.
Даже задымление, возникшее 8 августа на строящейся станции метро «Алабинская», не было пожаром, как оценили спасатели. Его быстро ликвидировали, на работу метро в штатном режиме это происшествие никак не повлияло. А за помещениями строящейся станции стали следить более внимательно.
Самое восточное метро
Самый восточный метрополитен России – Новосибирский – остаётся третьим по загруженности в стране. А еще Новосибирский метромост – самый длинный на планете, он соединяет два берега реки Обь. Долгострои местного метро – станция «Спортивная» и несколько заброшенных тоннелей. Наличие подобных объектов – чем не угроза безопасности метрополитену. Вряд ли кто-то из сотрудников метрополитена регулярно проверяет состояние данных объектов.
Только на одной станции - «Красный проспект» - есть полный комплекс для досмотра пассажиров и багажа, с рентгеновскими интроскопами и сканерами. На входах большинства станций – не только металлоискатели для выборочного досмотра пассажиров, но и приборы по обнаружению взрывчатых, химических и радиоактивных веществ. Кроме того, в наличии у метрополитена имеются специальные нанокомплексы по обнаружению наркотических и скрытых в багаже веществ, установки по поиску взрывчатки и холодного оружия. Более того, каждый входной турникет снабжен средствами радиационного контроля. Радиация не пройдет!
Уже пару лет в Новосибирском метро работают терминалы системы СЗИОНТ – нажав на кнопку, любой пассажир может связаться с диспетчером и сообщить о ЧП. Кроме того, с ее помощью можно оповещать граждан в экстренных случаях и при террористической угрозе.
В ближайшие годы городу придется взяться за модернизацию транспортного парка. В ближайшие годы придется заменить порядка 40% подвижного состава. Сейчас в Новосибирске испытывают технологию ремонта вагонов прямо на рельсах. Это значительно сокращает издержки. А всего в год метрополитен закупает всего два подвижных состава.
Лужи на станциях
Казанский метрополитен – самый «молодой» в России. Как уверяют специалисты, в казанском метро надежное и современное оборудование. Это признали и руководители других метрополитенов, в том числе и самого крупного – московского.
Тем не менее, в казанской подземке проходят регулярные проверки: как масштабные, так и ежедневные, плановые. Однако горожане переживают – ведь на некоторых станциях нередко можно видеть лужи.
По словам замгендиректора МУП «Казметрострой» Вениамина Терзиманова, лужи появляются из-за высокого уровня грунтовых вод. Специалисты в соответствии с проектом провели гидроизоляцию переходов и станции метро, воду откачивают, щели замазывают специальными средствами. Стоит отметить, что такая проблема существует и в нижегородском метрополитене.
За последние девять лет в казанском метро зарегистрированы три случая ЧП в подземке: в 2007 замкнуло вагон, в результате чего образовалась крупная пробка. В том же году в декабре месяце произошло возгорание. А в августе станцию «Площадь им. Тукая» затопило из-за не работающей ливневой канализации.
Метро в городах России | Фотогалерея
Метро в городах России | Фотогалерея
Ни один метрополитен не застрахован от происшествий человеческого фактора – падения людей на рельсы, хулиганства. Особого внимания в Петербургском метро требуют эскалаторы и устаревший подвижной состав. Резко выросший пассажиропоток Нижегородского метро требует тщательной проработки вопросов безопасности, с обновлением подвижного состава здесь справляются неплохо. А в Самаре и пассажиров немного, и безопасность на должном уровне. Екатеринбургскому метро не стоит переживать за подвижной состав – гарантийный срок эксплуатации вагонов меньше, чем возраст метро. А самым «навороченным» в плане систем безопасности в случае ЧС можно назвать самое восточное метро – Новосибирское. В казанском метро хорошее оборудование, однако и там есть проблемы: специалистам приходится откачивать грунтовые воды, иначе на станциях появляются лужи.