Примерное время чтения: 7 минут
376

Варнавинский леший

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Нижний Новгород 24/08/2010

Любить свой край, выглядывая из окна офиса, невозможно. Влюбляешься в родной уголок, узнавая его историю, его прошлое, его необычную природу.

«Научишься слушать их голос - откроешь много тайн, - говорит Александр ГЕРАСИМОВ, официальный представитель главы администрации Варнавинского района по линии въездного туризма. - И поймёшь, что значит быть счастливым…»

Проект длиной в жизнь

Ему не идёт город - шумный многолюдный каменный лес. Имея сотни друзей повсюду, начиная с села Кулигино Варнавинского района, ставшего уже родным, и заканчивая французским посольством, Александр Герасимов предпочитает роскошным интерьерам столичных зданий свой деревянный домик в лесу. Слишком давно он мечтал об этом - доме, окружённом необычным садиком, и живой природе, заглядывающей прямо в окно.

В 1984 году Герасимов - тогда ещё горьковчанин - серьёзно заболел. Победить тяжёлый недуг ему помогли лекарственные травы, изучением которых он впоследствии занялся. Сейчас Александр Сергеевич абсолютно здоров - во многом благодаря русскому разнотравью, исследование которого, как оказалось, также повлияло на его судьбу.

- Буквально через год после выздоровления у меня возникла идея создания ботанического сада редких растений (трав) средней полосы России, - рассказывает герой. - И я её воплотил. Путь от идеи к её реальному воплощению занял более 20 лет…

Поскольку в России на тот момент не было специалистов, которые бы целенаправленно изучали именно травы, а не кустарники или деревья, Герасимов «собирал» своё образование по крупицам. Экстерном сдал выпускные экзамены в Тимирязевском училище в Москве, полгода занимался в лаборатории - учился вытягивать из растений эфирные масла, яды… Всё это время «нижегородский Ломоносов» жил в общежитиях Главного ботанического сад (ГБС) России и Московского зоопарка.

- Меня пускали не за красивые глаза, - рассказывает герой. - Моим «пропуском» было стремление узнать как можно больше - о травах, растениях, птицах… Пообщавшись час с директором зоопарка, я слышал его распоряжение заселить меня…

«Лучшее образование - самообразование!» - утверждает герой. И правда, он всегда использовал любую возможность поучиться, будь то библиотека ГБС РФ, питомник Московского зоопарка, где разводили фазанов, или консультация у профессоров академии.

В гостях у золотого камергера

15 лет назад он впервые приехал в Варнавинский район. И принял решение, что всю последующую жизнь проведёт именно здесь - вдали от города, в месте, название которого сотню лет назад звучало даже в Петербурге, при дворе Николая II. К графу-лесопромышленнику Михаилу Воронцову и камергеру Ивану Базилевскому сюда приезжали отдыхать и лечиться приближённые царя, а также видные деятели науки и искусства, в том числе и Антон Дельвиг.

- Село Кулигино в прошлом называлось Шуда, - объясняет Герасимов. - По названию реки Шуды. Базилевский, сосланный сюда императором, взялся за промышленное развитие этого района. И преуспел.

По инициативе камергера здесь было открыто месторождение золота. По подсчётам геологов, и на сегодняшний день берег местной речки, которую так и назвали - золотой, - содержит около 250 т песка. Но добыча ценного металла путём вымывания экономически невыгодна - её забросили. Тот же деловитый Базилевский обнаружил здесь кварцевый песок, из которого в Петербурге делали посуду, а в Германии - оптику высшего качества. Как оказалось, в Шудской волости есть и шунгитные родники, и залежи голубой глины…

- Я понял, что мне здесь исследований до конца жизни хватит, - смеётся Герасимов.

В первые шесть лет герой обошёл пешком весь район: искал место для ботанического сада. Теперь в его распоряжении два деревянных дома и 5 гектаров земли, на которой растут самые разные виды растений и трав средней полосы России.

- Местные называют мой сад бурьяном, - улыбается Герасимов. - А я семян соберу в лесу и разбросаю… Может, потому и зовут меня лешим…

На зверином языке

Ботанический сад быстро получил признание. Причём сначала со стороны не людей, а… природы. Когда посадки «лешего» разрослись, к дому всё чаще стали прилетать редкие насекомые: бабочки-аполлоны, подалирий…

- Бывает, прилетит обычная крапивница, сядет на стену дома - а их там уже пятьсот штук таких! - вспоминает Герасимов. - Друзья приезжают в гости - не могут нафотографироваться…

- Зимой к нам под окна с одной стороны дома приходит лиса, а с другой - лис, - улыбается Герасимов. - Говоря по-научному, здесь теперь естественный биоценоз, настоящее природное сообщество.

Во время пеших походов Александр Сергеевич и его постоянный спутник - такса по имени Чип - сделали много интересных открытий, видели немало чудесного…

- Сижу однажды на берегу пруда, рыбачу, - рассказывает герой. - И вдруг из воды выплывает реликтовая болотная черепаха - панцирь 40 см в длину, чёрно-зелёный с перламутровым оттенком - и на меня смотрит. Я рот так и открыл, забыл про свои удочки…

- Меня звери в лесу не боятся, - делится Герасимов. - У меня есть официально зарегистрированное ружьё, но я не охочусь: уж больно животных жалко…

Вечная тяга учиться

Так и стал Герасимов не только ботаником, но краеведом. Вечная тяга учиться, которая и по молодости не оставляла лишнего времени - ведь были курсы финансового менеджмента, ведения общественной деятельности, правоведения, - теперь забирает его целиком. Бывает, нужна помощь юридически безграмотному местному населению - тогда наш герой ещё и правозащитник.

Помимо создания биостанции в жилом доме Александр Сергеевич готовит к открытию музей русско-казачьего быта, расположенный во втором здании. С разрешения администрации района он исследовал все заброшенные в округе деревни и нашёл массу экспонатов, начиная с плотницкого инструмента и заканчивая прялками.

- Когда зима вьюжит на улице, я потихоньку делаю описания экспозиционного материала, изучаю музейное дело, - добавляет герой.

К Герасимову в гости из разных городов приезжают и учёные, и простой народ. Гидробиологам он показывает пресноводных крабов и хариуса, а сам в это время высматривает редкие растения - в свой сад. В будущем году из Москвы к варнавинскому лешему собираются участники Федерального детского эколого-биологического центра (Биологической станции юных натуралистов им. Тимирязева). Маленькие вундеркинды сделают описание травного ботанического сада, после чего он будет официально зарегистрирован. Затем Герасимов планирует заняться созданием дендрария и закладкой питомников.

- Мой нереализованный проект - фестиваль лесных чудаков, - говорит энтузиаст. - Я хочу объединить творческих, остроумных, неравнодушных к природе людей. Чтобы они могли не только общаться, но и находить единомышленников за пределами города, области и даже страны.

У Герасимова - масса планов: начиная с написания книги и заканчивая созданием казачьего хутора, совместно с Юрием Ревиным, атаманом этнической общины им. Михаила Архангела. У него много единомышленников - «таких же чудиков, как я», - смеётся Александр Сергеевич. Но хотелось бы, чтобы их было больше.

КСТАТИ

В 2008 году в пику британцам, создавшим ежиную ферму, в Кулигине был открыт памятный знак русским ёжикам. Мол, пусть знает туманный Альбион, что мы тоже любим наше лесное зверьё. Жаль, что англичане пока не приезжали…

СПРАВКА АИФ-НН

ГЕРАСИМОВ Александр Сергеевич родился в 1954 году в городе Горьком. Окончил МСХА имени К.А.Тимирязева (РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева) (сейчас - Российский государственный аграрный университет, город Москва) по курсу «Лекарственные и ароматические растения». Мастер по сбору ЛАР и производству лекарственно-ароматического сырья. Координатор Фонда спасения национального ландшафта. Представитель межрегиональной ассоциации «Поветлужье».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно