Многие волжские профессии уже ушли в прошлое, и мы не всегда представляем, в чем именно заключалась работа бакенщиков или бурлаков. Самые популярные профессии тех лет вспоминал журналист «АиФ-Нижний Новгород».
Огни на воде
Бакенщик. 50-е годы XX века
До середины XX века профессия бакенщика была, пожалуй, одной из самых востребованных на Волге.
Бакен - это плавучий знак, который устанавливают на реке, чтобы показать судам, где проходит фарватер, он помогает не сесть на мель. Чтобы этот знак держался на воде и не перемещался, к нему прикреплён якорь. Зимовать бакены не оставляют, иначе их может унести весенним половодьем или поломать льдом. Осенью, после закрытия навигации, их снимают с якоря и убирают до весны, а после ледохода устанавливают заново. Днём бакены отлично видно, а вот ночью или в туман разглядеть этот знак было бы невозможно, если бы внутри этого конуса не светился огонёк.
Раньше к бакенам каждое утро и каждый вечер подплывал на лодке бакенщик. За каждым работником были закреплены несколько десятков этих водных знаков. Работали бакенщики сутками, потому что из-за плохой погоды огонь приходилось зажигать и днём. В конусе бакена стояла обычная керосиновая лампа, которая могла потухнуть из-за дождя, сильного ветра или из-за того, что корпус толкнули брёвна сплавляемого по Волге леса. Дежурный бакенщик сидел в будке, которую строили на берегу, на возвышенности, чтобы было издали видно бакены на реке.
Со стороны правого берега обычно устанавливают красные бакены, со стороны левого - белые, а между ними фарватер. Вечером бакенщик наливал в лампы керосин и зажигал фонари в бакенах. Справа на реке загорались красные огоньки, слева в белых бакенах - зелёные. Утром лампы надо было погасить. Самое трудное время работы бакенщиков весна и осень, когда льют дожди, по ночам бывают заморозки, днём - туманы.
Сейчас огни этих плавучих знаков загораются сами от фотореле. В современном бакене есть лампы, батареи, блок автоматики.
«Эх, дубинушка, ухнем!»
Бурлак. Начало XX века
Картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» многие впервые увидели в школьном учебнике. Художник в своей автобиографии «Далёкое близкое» писал: «Какой, однако, это ужас, - говорю я уж прямо. - Люди вместо скота впряжены!»
На полотне Репина мужчины идут по берегу и тянут специальный трос - бичеву, прикреплённую к судну. Зрелище тяжёлое, видно, что люди выбиваются из сил. Но история ещё страшнее: в бурлацком промысле участвовали даже женщины!
О том, как именно работали бурлаки, большинство из нас судит по картине Репина, но художник изобразил не совсем обычный случай. Повседневная работа бурлаков происходила не на берегу.
Устроено всё было так: на баржи устанавливали большой барабан с тросом и прикреплёнными к нему якорями. Сначала несколько бурлаков садились в лодку, в которую им спускали трос с якорями. Лодка плыла вперёд, через определённые промежутки пути люди бросали якоря. Тем временем бурлаки, оставшиеся на судне, брались за трос и тащили его, идя от носа к корме и наматывая канат обратно на барабан. Как только бурлаки оказывались у кормы, большая часть их перебегала обратно на нос корабля и начинала тащить оставшуюся в воде часть троса. Так повторялось много-много раз. Судно доходило до первого якоря на тросе, бурлаки поднимали его на борт и продолжали свою работу. И так пока не выберут все якоря. Тогда у бурлаков на судне был небольшой перерыв в работе, они ждали, пока их коллеги по артели отплывут с канатом на лодке и бросят все его якоря.
А как же «Бурлаки на Волге»? Оказывается, такой метод работы - тащить судно, идя по берегу реки, тоже применялся. Но происходило это только в том случае, если лоцман сажал корабль на мель. Тащить судно, идя по берегу, было ещё тяжелее, чем находясь на палубе, поэтому бурлаки за такую работу требовали повышенной оплаты, и капитан, чаще всего наказывая рублём лоцмана за оплошность, передавал эти деньги бурлакам.
Бурлаки таскали суда по Волге начиная с XVI века, тогда таким образом передвигались в основном расшивы - плоскодонные парусные суда. Известная народная песня «Эх, дубинушка, ухнем» считалась бурлацкой, потому что именно её они часто пели за работой. Ритм песни помогал координировать движение всех участников артели. Пели в определённые моменты, а не просто потому что душа песни просит. «Дубинушку» затягивали в самые трудные моменты работы. Например, после того, как подняли на борт один из якорей и расшиву надо было сдвинуть с места, приложив максимальные усилия всех бурлаков. Вот тут-то и помогал ритм «Дубинушки».
В России труд бурлаков был официально запрещён в 1929 году. Во время Великой Отечественной войны, когда большая часть буксиров была оснащена орудиями и отправлена на фронт, иногда возобновляли работу бурлацким методом.
Ледяные «кабаны»
Заготовщик льда. 40-е годы XX века
Такая привычная для нас бытовая техника, как холодильник, появилась в середине ХХ века. Сначала это был предмет гордости, но новое изобретение быстро завоевало популярность, и сейчас холодильники есть в каждой квартире. Но из-за этого изобретения ушла в прошлое ещё одна речная профессия - заготовщик льда.
Работа это была сезонная, требующая особой подготовки и сноровки. Ближе к весне заготовщики льда начинали вырезать огромные глыбы льда из ледяного покрова рек. Потом ледяные кубы грузили и отвозили в специальные ледники, в которых в тёплое время года хранили продукты.
Но это легко сказать «вырезали глыбы», а сделать совсем не просто. Лёд нарезался не как попало, а огромными параллелепипедами, эти глыбы называли «кабанами». Сначала к большим пилам прикрепляли гири, которые должны были находиться под водой, это помогало держать пилу в вертикальном положении. Этими пилами вырезали продольные полосы льда. Затем пешнями - небольшими ломами с деревянными ручками от этих полос откалывали равные куски - «кабаны».
Непростая задача и вытащить этого «кабана» из воды. Для этого использовали специальные сани-дровни с удлинёнными полозьями. Запряжённую в дровни лошадь надо было подвести близко к полынье, это тоже требовало особой сноровки. Заднюю часть саней аккуратно спускали в воду и подводили под «кабана», а лошади вытаскивали их на берег. Несчастных случаев на этих работах было много, тонули и люди, и лошади, и сани.