Работы по укладке дюкера на подводном переходе магистрального нефтепровода (МН) Сургут - Полоцк через Волгу завершило АО «Транснефть-Верхняя Волга» в Борском и Кстовском районах Нижегородской области. Работы выполняются для обеспечения безаварийной эксплуатации и экологической безопасности системы магистральных нефтепроводов.
Техническим заказчиком работ стало ООО «Транснефть – ТСД». Реконструкция участка линейной части подводного перехода МН идет с июня 2021 года. На одном из крупнейших подводных переходов в европейской части России смонтирован дюкер, длина которого - больше 1400 метров. А общая протяженность реконструируемого участка магистрального нефтепровода составила свыше 3,5 км.
Сварка восьми плетей дюкера выполнялась полуавтоматическим механизированным методом, контроль соединений велся визуально-измерительным, радиографическим и ультразвуковым методами. При этом для соблюдения требований по экологической безопасности и увеличения надежности конструкции перехода использовались трубы диаметром 1020 мм повышенного класса прочности, с большей толщиной стенки - 17 мм. А для утяжеления дюкера использовано больше 1100 комплектов балластирующих устройств. Масса снаряженного дюкера составила больше 1900 тонн.
Строительство подводного перехода ведется траншейным способом с помощью спецтехники. Объем разработки береговых участков и русловой части уже превысил 430 тысяч кубометров грунта.
Чтобы уложить дюкер с правого берега Волги на левый, использовался метод протаскивания. Были задействованы экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики, тяговые лебедки - всего 24 единицы строительной и спецтехники. Подводно-технические работы проводились в период навигации на Волге, при этом было сделано все возможное, чтобы исключить простаивание судов. В дальнейшем будут проводиться гидравлические испытания и диагностика подводного перехода.
Работы по реконструкции участка ведутся без остановки транспортировки нефти: она ведется в штатном режиме по основной нитке МН Сургут - Полоцк. Когда работы по монтажу нового участка подводного перехода завершатся, реконструированную нитку линейной части подключат к существующей системе МН. Ввод в эксплуатацию реконструированного участка, включающего подводный переход, планируется в 2025 году.
Все технические мероприятия проводятся с учетом требований природоохранного законодательства, неукоснительно соблюдаются правила промышленной безопасности.