Примерное время чтения: 4 минуты
226

Инструменты эффективности. Как на ГАЗе улучшают качество, снижая затраты

Сергей Жаринов стал номинантом на премию президента «Группы ГАЗ».
Сергей Жаринов стал номинантом на премию президента «Группы ГАЗ». / Михаил Сорокин / Группа ГАЗ

Принципы постоянных улучшений производственной деятельности предприятий «Группы ГАЗ» были заложены в начале 2000-х годов по инициативе промышленника Олега Дерипаски. Сейчас повышение эффективности всей цепочки производства техники – это результат труда большой команды профессионалов из разных подразделений компании. Так, в производстве штампованных деталей Горьковского автозавода большой вклад в эту работу вносит начальник управления качества Сергей Жаринов: его разработки дают хороший экономический эффект и активно внедряются в дело. Благодаря этому в 2021 году он стал номинантом на премию президента «Группы ГАЗ».

ТРИЗ в помощь

Студента Заволжского автомоторного техникума, а потом и Заволжского филиала НГТУ им. Р.Е. Алексеева всегда увлекали передовые технологии автомобилестроения. Поэтому в 2008 году, после окончании вуза, он без раздумий принял предложение работать ведущим инженером по качеству на Горьковском автозаводе, переехав из родной Балахны в Нижний Новгород.

Вот уже почти 14 лет Сергей Жаринов успешно работает в подразделениях ГАЗа над масштабными производственными проектами. Сейчас он работает над повышением эффективности производства комплектующих для автомобилей продуктовой линейки автозавода ГАЗ.

Возглавив крупный проект по повышению эффективности производства «ГАЗелей NEXT», Сергей Жаринов параллельно получил специальность тренера ТРИЗ (теория решения изобретательских задач – Прим.) и с успехом применил ее на практике.

«Теория решения изобретательских задач - очень интересный инструмент повышения эффективности производства, - считает специалист. - Я узнал и освоил много нового, что помогло успешно воплотить наш проект в жизнь».

Изучив конструкцию и технологический процесс изготовления деталей и узлов, выпускающихся в производстве штампованных деталей (ПШД), специалист проанализировал формирование себестоимости автомобиля с помощью методик ТРИЗ. В итоге  было решено усовершенствовать самый металлоемкий и потому дорогостоящий компонент - рамы, которые собирают в прессовом цехе №3. Используя инструменты ТРИЗ и метод функционально-стоимостного анализа, Жаринов и его команда в сотрудничестве с инженерами Объединенного инженерного центра, технологами, производственниками, экономистами  разработали решения, позволяющие снизить стоимость изготовления компонентов.

«Большинство из них связаны с изменением конструкции компонентов рам и заменой технологий их производства на менее трудоемкие и сложные, - пояснил специалист. - При этом обязательно сохраняется надежность и качество изделий».

Успешный опыт по реализации проектов ТРИЗ может использоваться и на других производствах предприятия.
Успешный опыт по реализации проектов ТРИЗ может использоваться и на других производствах предприятия. Фото: Группа ГАЗ/ Михаил Сорокин

Часть мероприятий уже выполнена, другие еще на стадии внедрения. Так, порошковую окраску кронштейна рессор, которую выполнял сторонний подрядчик, сменила катафорезная грунтовка, производимая на площадке предприятия. Кроме того, используется установка на рамы менее трудоемких штампованных поперечин.      

Экономический эффект

Под руководством Сергея Жаринова с применением инструментов производственной системы ГАЗ реализованы еще два важных проекта по улучшению качества и снижению затрат.

Гарантийные затраты по карданному валу рулевого управления автомобилей «ГАЗон NEXT» в цехе по производству рулевых управлений и термической обработки удалось снизить больше чем в 2 раза. Для этого специалисты разработали, изготовили и внедрили специальное приспособление для контроля и измерения люфта карданного вала рулевого управления, а также новые установочные приспособления для протяжного и агрегатно-сверлильного станков.

А в цехе по производству колес и труб разработан и внедрен новый шаблон для более быстрой, точной и удобной наладки резцов, срезающих излишки металла. Благодаря такому решению производственные затраты снизились на 55%.

Работа Сергея Жаринова и всей команды проекта принесла хороший результат - экономический эффект от уже внедренных начинаний за год составил больше 1 млн рублей. По прогнозам, после завершения всех работ он увеличится почти в 5 раз.

Эффект от работы Сергея Жаринова не мог остаться незамеченным. По результатам 2021 года он стал номинантом премии президента «Группы ГАЗ» в категории «За эффективное использование инструментов ТРИЗ».

Более того, успешный опыт по реализации проектов ТРИЗ в производстве штампованных деталей может использоваться и на других производствах Горьковского автозавода. Так, метод функционально-стоимостного анализа уже внедрен в производство автомобильных агрегатов ГАЗа для повышения эффективности изготовления мостов.

Сейчас команда Жаринова занимается новыми перспективными темами.

«В этом году у нас интересный и масштабный проект с применением инструментов ТРИЗ - разработка программы инновационного развития производства штампованных деталей, - поделился он. - Наша задача - подготовить ее так, чтобы в нынешнее сложное время производство гибко реагировало на внешние вызовы и всегда было эффективным».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)