Моя точка зрения имеет под собой серьезные основания. Дело в том, что у многих людей имеется весьма смутное представление о сути государственной службы. Поэтому говорить об этом с человеком, не находящемся во властном аппарате, очень трудно. В нашей стране исторически сложилось так, что для простых людей государственная власть была закрытой структурой, это был особый мир, и законы этого мира были известны лишь тем, кто стоял у власти. Я и сам не имел точного представления о том, чем занимается государственный служащий, пока не прочитал книгу бывшего председателя Государственной Думы, бывшего члена Администрации Президента, «Политика XXI века» по версии журнала Times, Ирины Муцуовны Хакамады «Женщины в большой политике». В данной книге подробнейшим образом и с некоторой долей юмора описываются повседневные обязанности гос.служащего от низших до высших рангов. Именно на основании данной книги я пришел к выводу о том, что в основе государственной службы лежит менеджмент. Причем, надо сказать, менеджмент не в том смысле, в каком мы обычно подразумеваем.
Во-первых, каждый чиновник имеет четкий и жесткий регламент своих прав и обязанностей. Он наделяется определенными полномочиями, которые позволяют ему осуществлять узконаправленную деятельность.
Во-вторых, новаторство и проявление инициативы не приветствуется, что не характерно для предпринимателя. Предлагать нестандартные решения и инновационные технологии вправе лишь служащие высшего звена, а таковых абсолютное меньшинство. Да, безусловно, любой чиновник выполняет 5 функций менеджера по Файолю- он планирует, организует, координирует, контролирует, должен обладать способностью предвидеть последствия своих решений. Но, если в коммерческих организациях любой менеджер имеет определенную свободу в своих действиях и может немного превышать свои полномочия, если это поможет добиться хороших результатов, то государственный служащий имеет лишь ограниченный набор инструментов для решения проблем, причем этот набор определяется положением, который данный чиновник занимает в той или иной властной структуре.
Важно понимать, что главная задача предпринимателя - систематическое получение прибыли, менеджера - эффективное управление в организации и принятие правильных решений.
Главная задача чиновника - четкое выполнение указаний, которые идут свыше. Ему не нужно проявлять инициативу, выводить закономерности, обладать высоким уровнем абстрактной логики, смотреть, анализировать результаты работы других (если, конечно, это не чиновник высокой должности), его задача - механическое выполнение рутинных операций, которые, как правило, сводятся к работе с бумагами.
То, что мы видим по телевизору, читаем в газетах и журналах, как политики путешествуют по странам, посещают международные конференции и консорциумы, участвуют в обсуждении важных вопросов, участвуют в пышных церемониях награждений - это лишь прерогатива высших слоев власти, состав которой не более 10 % от всего властного аппарата. Нет понимания того, что государственная служба-это крайне напряженная, рутинная и невероятно сложная работа, для выполнения которой у человека должны быть весьма специфические черты характера и особый взгляд на вещи. Многие ведутся на «картинку», которую видят на экранах телевизоров или с репортажей. Важно понимать, что в этой работе можно добиться особых результатов только по-настоящему одаренным и целеустремлённым людям. Одним из самых важных качеств для государственного служащего также является чувство патриотизма, желание внести какие-либо позитивные изменения в жизнь страны.
Деятельность успешного предпринимателя предполагает постоянный творческий мыслительный процесс, новаторство и генерацию идей.
Деятельность эффективного менеджера предполагает постоянное повышение своей квалификации, самосовершенствование.
Подводя итог, от себя могу сказать следующее - на мой взгляд, деятельность по-настоящему эффективного государственного служащего должна сочетать в себе как качества менеджера, так и задатки предпринимателя. Именно такой образ чиновника является идеалом лично для меня.
Я считаю, что в нашей стране есть все условия и возможности для того, чтобы сформировать государственный аппарат из молодых, целеустремленных и стремящихся принести пользу Отечеству специалистов, которые и будут принадлежать к управленцам новой формации- менеджерам-предпринимателям.
А пока, конечно, можно с уверенностью сказать, что эффективный государственный служащий в Российской Федерации - это прежде всего менеджер