Родителям будущих школьников нужно помнить: выбирая сыну или дочери место учебы, вы выбираете им и окружение на долгие годы. Журналист «АиФ-Нижний Новгород» узнал у педагога-психолога Ирины Олюниной будет ли ребёнку хорошо в элитном учебном заведении, но далеко от дома; как научить вчерашнего малыша грызть гранит науки с удовольствием?
Ученик – новая должность
Злата Медушевская AIF.NN.RU: - Ирина Викторовна, когда с ребёнком надо начинать говорить о том, что его жизнь изменится - он пойдёт в школу? Как делать это правильно?
Ирина Олюнина: - Мотивировать ребёнка, конечно, надо заранее. Это можно делать через книги, мультики, игрушки, собственные рассказы. Однако здесь важно помнить: готовить малыша на учёбу надо как на труд, а не как на простую смену интерьеров и окружения.
Часто родители убеждают: «В школе тебе будет весело!» Но это далеко не всегда так. Или обещают: «Тебя там ждут добрые одноклассники и учителя!» И здесь всё по-разному складывается... А у ребёнка из-за несоответствия ожиданий и реальности могут возникнуть проблемы. Лучше сказать: «У мамы и папы есть работа. Теперь и у тебя будет своя - ходить в школу».
- Уже сегодня, принимая заявления от родителей, во многих школах сразу предупреждают: будущий первоклассник должен уметь читать и писать. Даже вступительные тесты проводят. Но разве этим навыкам не должны учить в начальной школе?
- О готовности ребёнка к школе в первую очередь говорит его психоэмоциональная зрелость, а не умение читать и писать. Определить степень такой зрелости до начала учёбы поможет психолог.
Со стороны кажется: играют малыши в детском саду, вроде все сообразительные, общительные, весёлые. А специалист обращает внимание на то, насколько ребёнок по требованию постороннего взрослого человека может концентрировать внимание. Кроме того, у будущего первоклассника должны быть правильно развиты мыслительные процессы: умение обобщать, выделять главное, делать выводы. Важна его способность говорить на любую тему - не просто болтать, а именно сосредоточиться на теме беседы и развивать её.
Если специалист выявил у ребёнка какие-то проблемы (например, малыш путает буквы местами), то лучше их устранить на занятиях с дефектологом до начала первых уроков в школе.
Учитель всегда прав
- Родители всегда хотят для детей лучшего будущего. Выбирают хорошую, по всеобщему мнению, школу, часто расположенную далеко от дома. Надо ли стремиться попасть в элитное учебное заведение любой ценой?
- Конечно, выбирая престижную гимназию или лицей, в первую очередь родители исходят из уровня образования, которое там дают. Но нельзя забывать, что, выбирая школу, вы выбираете окружение для ребёнка. И правилам этого социума ему придётся соответствовать. Например, у семьи должен быть определённый уровень дохода.
Учебное заведение рядом с домом на самом деле имеет много плюсов. Ребёнок будет более свободен в передвижениях, способен к самообслуживанию.
- На подготовительные курсы в школу стоит ходить? Некоторые родители считают, что это напрасная трата времени и денег…
- Как правило, курсы ведёт учитель, который затем будет преподавать у вашего сына или дочери в первом классе. Курсы дадут возможность и ребёнку, и маме с папой ближе познакомиться с этим человеком. Взрослым здесь важно понять: авторитет первого учителя на ближайшие три года порой будет важнее родительского. Его нельзя ставить под сомнение! Ребёнку не надо говорить, что его педагог в чём-то неправ. Этими словами вы разрушаете саму способность ребёнка учиться, потому что знания можно брать только у того, кто в твоих глазах авторитетен.
Без двойного стресса
- А если ребёнок, походив даже на подготовительные курсы в школу, начинает жаловаться на учителя, будущих одноклассников, на усталость, наконец? Как к этому относиться?
- Спокойно. Задуматься стоит, когда сам педагог открыто говорит, что не находит общего языка с вашим сыном или дочерью. Что касается конфликтов с одноклассниками, они будут. Кстати, в начальной школе часто лидерство определяют хорошие оценки: если тебя хвалит учитель, значит, ты молодец!
Ведь на что жалуются, к примеру, мамы, которые пробыли в отпуске по уходу за ребёнком три года? Говорят, что они как будто за это время поглупели. На самом деле, у них утеряны социальные навыки. Но взрослому эти навыки просто восстановить, например, выйдя на работу. А у ребёнка, до школы не имевшего возможности полноценно общаться со сверстниками, таких социальных навыков нет вообще. И школа станет в таком случае двойным стрессом - надо получать знания и учиться общаться.
- Сегодня родители стараются как можно раньше отдать ребёнка в спортивную секцию, танцы, музыкальную школу. Такие занятия не помешают учебному процессу?
- В семьях, где принято после учёбы идти на спортивные или музыкальные занятия, дети во взрослой жизни легче адаптируются к полноценному рабочему дню. И наоборот, лежать у телевизора или играть в компьютер после школы - это тоже навык, от которого потом сложно отучиться.