212

В школу как на праздник. Советы родителям будущих первоклассников

Позади подготовительные занятия, впереди новая  жизнь.   Как же подготовить чадо к путешествию по стране Знаний? 

Об этом нашим читателям рассказывает Лариса Деменко, детский нейропсихолог, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
-Лариса Анатольевна, до 1 сентября осталось чуть меньше месяца. Как за это время морально подготовить будущего первоклашку к новой обстановке, новой жизни, в которую ему предстоит войти?

 
-Как всё серьёзно – «до 1 сентября остался…» Невольно представила такую картину: озабоченные важностью грядущего события, родители морально готовят чадо, хлопающего глазенками. «Все, родной, на этом твоя жизнь беззаботная и уютная закончится, будешь ты грызть гранит науки, носить тяжелый портфель и вместо мультиков делать домашнее задание». Страшно? Вот и не пугайте собственных детей. Готовьте их к празднику, до которого остался один месяц! Срочно купите самые красивые наклейки и устройте на холодильнике собственный праздничный «календарь будущего первоклашки»: 1 августа - прикрепили яркую картинку и обязательно «привязали» к этому дню важное событие, например, «купили пенал» или «вырос на один сантиметр», или «сама накрыла на стол», или…. да мало ли их – важных событий, которые стоит вписать в семейную историю.
Фото:  https://russianlook.com  

 А в самый последний день августа предлагаю устроить званый обед с присвоением нового статуса и подарками, конечно же. Между делом можно поведать, что учеба в школе очень напоминает  компьютерную игру – нужно проходить уровни и зарабатывать бонусы. Чем больше бонусов, тем больше привилегий, тем интереснее. Ну а уж если сплоховал, придется проходить уровень заново, оно нам надо? То-то же! Давай-ка мы подумаем, что может ожидать на самом первом уровне. Игроки –  то есть другие ребята. Среди них будут те, которых ты уже знаешь, например, вместе в сад ходили, или на подготовку, но будут и новые мальчики и девочки. Ты, кстати, умеешь знакомиться? Давай сначала я с тобой познакомлюсь, а потом ты меня познакомишь со своим другом. Кстати, все эти ребята тоже захотят заработать много бонусов, так что не зевай, но и не расстраивайся, если не пришел к финишу первым – вы ведь теперь одна команда, и себя покажи и у других поучись. Примерно вот так.

Обсудить подобным образом можно очень много важных вопросов, в том числе «Где на первом уровне находится туалет и как им пользоваться?», «Что делать, если ты заблудился?», «У кого и как получить помощь в случае необходимости?». Вы будете очень удивлены тем, что может волновать вашего ребенка. 

 
Ни капли не преувеличу, утверждая, что самая лучшая подготовка – ваша любовь и вера в собственного ребенка. Согласитесь, если в вашей семье сложились добрые, доверительные отношения, ребенок развит физически и нравственно, имеет положительную самооценку, то он уже в силу своего возраста готов справиться с тем, что предложит ему новая среда и окружение. И все же в самый первый день, я бы тихонько подложила в новенький портфель старого проверенного плюшевого друга – на удачу!!! 

 
Когда не все так, как хотелось бы: в анамнезе диагноз ЗРР, аденоиды, нарушения осанки, повышенное внутричерепное давление, вегето-сосудистая дистония, ослабленный иммунитет, травмы головы или ребенок тревожный, чересчур застенчивый, плохо сходится со сверстниками, гиперподвижный или наоборот медлительный, не поздно что-то изменить, ведь до 1 сентября остался целый месяц!!! Может быть, это то самое время, когда стоит обратиться к специалистам за помощью и моральной поддержкой?
-Существуют ли контрольные тесты, которые могут устроить своему ребёнку родители, что бы понять насколько он готов к школе? 


-Вот было бы здорово, если бы существовали контрольные тесты, которые может устроить своим родителям ребенок, чтобы понять насколько взрослые готовы к его обучению в школе. Быть может, тогда некоторые особо продвинутые родители снизили бы планку в своих героических усилиях вырастить из малыша гения. Глядишь, и дали бы ребенку доиграть, добегать, добаловаться, дотянуться естественным путем до своих первых достижений, дорасти до школы.
Тесты есть, конечно. И многие из них, несомненно, хороши хотя бы уже тем, что вовремя могут подать сигнал: обратите внимание, не все у меня хорошо. Или наоборот, подбодрить сомневающуюся тревожную маму, лишний раз подтвердить, что все она делает правильно. Так или иначе, родители, тяготеющие к различного рода испытаниям-проверкам-тестам, лучше меня ориентируются в книжной продукции с подобной тематикой. Поэтому я не буду дублировать очевидные вещи, а расскажу о том, что родители обычно упускают из вида.

 
Чтобы стать первоклассником, нужно «созреть» не только интеллектуально, но и еще физически и психологически. Это очень важно понимать, постольку поскольку тесты, как правило, отображают только одну составляющую – интеллектуальную. И большинство родителей уверены – если ребенок освоил письмо, счет, то никаких проблем уже не ожидается. К школе готов!!! Поступает такой человечек в первый класс, какое-то время вполне себе успешно справляется – читать-писать-то еще в 4 года научили, а потом наблюдают родители совершенно необъяснимую картину: стал часто плакать, раздражаться по пустякам, после уроков вялый, рассеянный, на боли головные жалуется, уроки делать отказывается, а то и в школу идти не хочет. Что происходит? Да просто при поступлении в школу (особенно если это лицей, гимназия) не учли такой важный фактор, как уровень нейродинамики (тонуса). Ребенку не хватает энергии, его мозг, нервная система, а значит, и весь организм ослаблены, что в первую очередь негативно отразится на школьных занятиях. Для сравнения: это все равно, что пытаться проехать на машине без бензина. 

 
Или другой пример. Только специалист может определить, какое полушарие у ребенка ведущее - правое или левое, какая рука, глаз, ухо являются «главными» и, учитывая особенности конкретного ребенка, может точно сказать есть ли у него способности к изучению языков, к музицированию, может даже спрогнозировать какого типа будут ошибки в его письменных работах. Согласитесь, ни один тест для родителей такую информацию не содержит.
Фото:  https://russianlook.com    

 

-Кроме умения читать, считать и писать, что должны знать и уметь первоклашки?

 
-Самое главное, важное, нужное, необходимое умение для будущего первоклашки – это умение ИГРАТЬ!!! Самостоятельно и в компании, за столом и на полу, дома и во дворе, с мячом и скакалкой, в ролевки и простые прятки…Потому как в школе будут востребованы такие качества, как усидчивость, восприимчивость, умение действовать по правилам, доводить начатое дело до конца, вливаться в коллектив,  способность понимать задание, анализировать и делать выводы, оценивать поступки и выдерживать нагрузку. Поверьте на слово, если ребенок умеет играть (компьютерные гении не в счет), то он умеет сосредотачиваться, учитывать правила, доводить действие до конца и т.п. Школьные премудрости на такую основу лягут естественно и просто. В противном случае – начинайте играть прямо сегодня, по крайней мере, у вас еще есть целый месяц. Кстати, спортивные секции, различные студии творчества – то, что доктор прописал.

 
Сосредоточьте свое внимание не на форсировании учебных умений (чтение, письмо, счет), которыми ребенок должен овладеть в школе, а на развитии высших психических функций, которые собственно и являются основой, базой, фундаментом для освоения учебной программы. Я имею ввиду память, внимание, восприятие, мышление, речь, эмоциональную сферу. Лучше всего, если ваши развивающие занятия будут проходить в непринужденной обстановке, так, чтобы было весело и захватывающе интересно. Вы же сами когда-то были ребенком, вспомните, что вам было интересно в этом возрасте?! «А ты знаешь, где восходит солнце?», «а почему крапива жжется?», «а что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеб закончился?», «что такое подушка, а что значит - уши горят» - и все это, накрывая вместе на стол к ужину. Едете с ребенком за город? Отлично! Самое время поиграть в «слова»: слон, теперь ты называешь слово на последнюю букву. А если дождь за окном? Чем не повод сразиться с папой в «морской бой»? Погода исправилась – давай в «вышибалы»!!! А опыты, эксперименты, фокусы… Фантазии нет предела.
-Что можно успеть подкорректировать в развитии ребёнка всего за несколько недель до школы?
-Самое лучшее, что родители могут сделать - это хотя бы на время отбросить все свои амбиции, ожидания и внимательно присмотреться к своему ребенку. Отстраненно, как бы со стороны. Как он выглядит: вполне себе здоровенько или намечаются темные круги под глазами; спинка прямая или даже на глаз «кривовато», щурится или взирает орлом, бодренько передвигается или старается лишний раз присесть, прилечь, ловко пользуется столовыми приборами или все падает из рук? А как с настроением, страхами, с едой, со сном…. Мелочей не бывает.

Если вы остались довольны, можете мысленно или даже вслух себя поздравить, а деточку ненаглядную лишний раз в носик чмокнуть от переизбытка чувств. А вот если наблюдаете: обилие двигательных и хаотичных движений, или вдруг вспомнили, что ребенок сначала начал ползать, а потом сидеть или не ползал вообще, поздно заговорил, или до сих пор говорит плохо, с запинками; не играл игрушками, избегал общения с ребятками в саду или во дворе, часто падал и даже сотрясение мозга было; выдает слишком бурные реакции, не соответствующие ситуации или наоборот всегда спокоен, тогда тем более покрепче обнимите, поцелуйте и обратитесь с ребенком к нейропсихологу. Это не «израстется», как говорят родители, это будет иметь последствия, и они вас точно не порадуют. Но таким детишкам можно помочь! Чем раньше, тем лучше! 

 
-Лариса Анатольевна, существуют ли специальные упражнения, помогающие укрепить детский организм? 
-Ребенку будут полезны любые виды подвижных игр, повышающих общий нейродинамический показатель и улучшающих межполушарные связи – игры с мячом, катание на велосипеде, на роликах, игры в воде, плавание и тп. 
Настроиться на предстоящие нагрузки помогут следующие упражнения: 

 
-по утрам, сразу после пробуждения 2 минуты потоптаться по колючему коврику босыми ножками. 
энергично растереть ладошками тело, можно легко прохлопать спинку, ручки, ножки.

 
-каждое утро и каждый вечер растирать ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем.
Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался. Полезная пища «для ума» – бананы, орехи, мед, лимоны.

 
Купите вашему чаду массажные тапочки или специальные пупырчатые стельки, чтобы он ходил в них хотя бы 20 минут в день.

 
Как можно чаще давайте ему заниматься ручными массажерами – колючие шарики.

 
Очень полезны дыхательные упражнения (не доводить до сильного головокружения):
«дутибол»: дуть на легкий шарик или ватный комочек так, чтобы забить гол в ворота противника. Ворота устанавливаются из подручных средств на противоположных краях стола. Кто забил больше голов?
«буря в  стакане»: дуть через соломинку. У кого буря сильнее?
Надувать воздушный шарик. Кто быстрее?
Задувать свечу с разного расстояния. Кто дальше?
 Забавные  упражнения:
Лёжа или сидя на полу подбрасывать тело в течение минуты – «гонки на джипах»
Напрячь все тело, превратившись в солдата, расслабить максимально по команде «кукла». Чередовать от 5 до 8 раз.
Превратиться в Шалтая Болтая. Расслабить тело колебательными движениями.

 
И пусть у вас все будет ХОРОШО!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах