Золотая хохлома, чкаловский гипюр, семёновская матрёшка, ворсменские ножи… Из века в век в Нижегородской губернии мастера были на все руки. Нам есть чем гордиться.
Почему наш край однажды стал центром народных художественных промыслов в России? Кто сейчас должен поддержать ремёсла в борьбе за жизнь, «АиФ-НН» спросил у генерального директора Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Николая Смирнова.
Родом из народа
– Николай Гордеевич, народные художественные промыслы есть по всей России. Чем в этом смысле наш регион отличается от других?
– В России 64 региона признаны центрами народных художественных промыслов (НХП). Список Правительство РФ утвердило специальным постановлением.
Наше принципиальное отличие – Нижегородская область занимает первое место по разнообразию НХП. В регионе 27 муниципальных образований признаны местами традиционного бытования народных художественных промыслов.
На втором месте в стране по разнообразию НХП – Московская область. Для сравнения: там всего шесть муниципалитетов значатся как места традиционного бытования народных художественных промыслов, почти в пять раз меньше... В этом и есть наша уникальность.
– Такое разнообразие сложилось исторически?
– Нижний Новгород был важным центром торговли на Руси во времена, когда зарождались промыслы. Он стоял на важнейших транспортных путях – реках Волге и Оке. Здесь работали крупнейшие торговые точки России – сначала Макарьевская, а затем Нижегородская ярмарка. Это стало мощным толчком, чтобы промыслы стали развиваться у нас раньше и быстрее, чем в других местах.
Второй момент: когда-то деревянные суда, ходившие по Волге и Оке, всегда украшали корабельной резьбой. Потом она пошла в быт.
Вообще многие народные промыслы сначала носили сугубо прикладной характер. Например, семёновские и ковернинские ложки закупали для нужд армии миллионами даже во время Великой Отечественной войны.
Хотя и для создания красоты промыслы были необходимы. Так, по свидетельствам со-временников, любимое платье Екатерины II (а нарядов у императрицы были тысячи) создали из балахнинского кружева.
Важно ещё вот что: Нижегородская губерния –была одним из центров старообрядчества в России. Многие старообрядцы, и мужчины, и женщины, бежавшие сюда от гонений из Москвы, Великого Новгорода, были и мастерами различных промыслов, и отличными предпринимателями.
К тому же в наших краях не самые плодородные земли, особенно на севере. Собранного урожая в среднем хватало на три-четыре месяца, приходилось как-то выживать. В том числе создавая что-то руками и продавая это.
Бюджетообразующая хохлома
– Из кустарного дела в крупные производства народные промыслы превратились после революции 1917 года?
– Мало кто знает, но само понятие «народные художественные промыслы» появилось лишь в 1939 г. в постановлении Совета министров СССР. Работа на себя не приветствовалась и даже наказывалась в новом государстве. Коснулась эта тенденция и промыслов. Поначалу мастера создавали небольшие артели, а затем в стране уже строили крупные фабрики и заводы по производству изделий народных художественных промыслов.
Самый большой подъём НХП в нашей стране был в 1970-1980 гг. В 1976 г. на высшем уровне приняли постановление о развитии в СССР народных художественных промыслов. Все заводы и фабрики по производству изделий (а их в одном лишь небольшом Семёнове было шесть), строили и оборудовали за государственный счёт. Для примера: в 1980-е гг. на 70% валютный бюджет Горьковской области пополнялся за счёт продажи изделий НХП. В основном за границу поставляли хохломскую роспись.
– Хохлому тогда активно покупали и простые люди. Она была почти в каждом доме…
– Наш фонд несколько лет назад проводил социологический опрос. Его респондентами было около тысячи нижегородцев. Мы спрашивали: есть ли у вас в доме хотя бы одно изделие НХП? Удивительно, но все респонденты разных возрастов и разных социальных групп сказали: есть. Люди такие изделия любили и с удовольствием их покупали.
Хохлома – традиционный для Нижегородской области промысел. Хотя её аналоги сейчас производят в промышленных масштабах даже в Китае.
Мы, кстати, в этом отношении тоже не без греха. В 2020 г. исполняется сто лет со дня рождения народного художника России Парфёна Парфёновича Черниковича. Его семью из Белоруссии после революции 1917 года сослали в Холмогорский район Архангельской области. Там Черникович знакомится со знаменитым холмогорским косторезным промыслом и совсем молодым парнем становится настоящим мастером своего дела. Его более поздние работы хранятся в Лувре и Эрмитаже!
Так вот, в 1968 г. по приглашению начальника управления художественных промыслов Горьковского облисполкома Черникович с семьёй переезжает в нашу область, чтобы создать здесь новый народный художественный промысел – резьбу по кости. Под руководством Черниковича появляется уже наш варнавинский косторезный промысел, хотя его истоки понятны. Но это скорее положительный пример, как, соединив несколько техник, настоящему художнику удаётся создать новый вид промысла.
Красиво, но не безопасно
– Есть ли виды народных художественных промыслов, которые мы потеряли?
– Ни один вид народных художественных промыслов в Нижегородской области не утрачен. Наверное, это наша гордость. Но есть другие грустные цифры. Я посчитал, что за 20 последних лет закрыты примерно 18 предприятий НХП по всему региону.
Конечно, упал объём производства и продаж. Наша область во времена СССР стабильно занимала первое место в стране по этим показателям. Вспомните: в тех же детских садах повсеместно стояла мебель с хохломской росписью. На фабрике были специальные мебельные цеха. Такие госзакупки давали около 60% общей прибыли предприятия.
Сейчас мы по объёмам на третьем месте после Московской области и республики Дагестан.
– По моим данным, только в Вознесенском районе области дома трудятся около 2 тыс. мастеров. Занимаются в основном полхов-майданской росписью.
Людям надо чем-то жить. Но они юридически нигде не зарегистрированы и фактически работают подпольно, не платят налогов. Скупают такой товар часто москвичи за копейки.
Кустарные мастера не соблюдают технологии производства. Это влияет на качество товара и на его безопасность. Я знаю, что часто для покрытия посуды в домашних условиях используют не пищевой, а технический лак. Художественная ценность таких предметов тоже вызывает вопросы.
– Но если на НХП нет былого спроса, может, и не хотят люди украшать свою жизнь такими изделиями?
– Это не совсем так. Не покупают не потому, что не нравится, а потому, что дорого. Но ручной труд в принципе не может стоит дёшево. Дорого стоят и материалы, с которыми работают мастера, а предприятию надо модернизировать оборудование, платить за энергоресурсы. Так и складывается высокая цена.
Государство должно поддерживать развитие народных художественных промыслов: субсидии, организация сбыта. В Японии изделия НХП признаны национальным достоянием. Государственные и коммерческие структуры там обязаны их закупать в качестве представительских подарков.
Народные художественные промыслы – это история, в них скрыто наследие наших предков. Промыслы не умрут никогда! Они вышли из народа, народ их и сохранит. Но помочь развитию такого, на мой взгляд, святого для жителей нашей страны дела надо.
Досье
Николай Смирнов. Родился в 1943 г. в деревне Старцево Ковернинского района Горьковской области. Закончил биолого-географический факультет Горьковского педагогического института. С 2000 года возглавляет Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области. Почётный гражданин Нижегородской области.