У художницы Светланы Ганькиной почти десять лет жизни были связаны с двумя удивительными и на первый взгляд совсем разными странами Азии – Монголией и Вьетнамом. Светлана много рисовала с детства, окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Тем не менее она считает, что именно во время путешествий по Азии раскрылась как творец.
Другая реальность
Казалось, вокруг другая реальность, где постоянно происходит столько интересного! Сюжеты, образы рождались сами собой и просились на бумагу. Светлана вспоминает: мыслей о том, что потом эти работы увидит кто-то ещё и тем более, из них получится выставка в Нижнем Новгороде, у неё тогда не возникало. Передать свои переживания от увиденного через разножанровые картины для художницы было необходимостью - как дышать.
«В Монголии поразила природа, которую я поначалу много рисовала, - рассказывает художница. - Потом на картинах стали появляться люди и сцены из их удивительной кочевой жизни. Я уже старалась передать в рисунках некую квинтэссенцию духовного мира страны. Мне кажется, особенно это удалось в работе «Двое», где изображена встреча мальчика-буддиста и волка – своеобразный союз буддистской религии и сил природы, столь характерный для Монголии».
Суровая, контрастная и обезвоженная жизнь Монголии отразилась и на технике работ. Картины выполнены сухой пастелью, краски чёткие и яркие.
А Вьетнам на картинах Светланы Ганькиной совершенно другой. Он словно тонет во влажной дымке. Продолжать работать пастелью во Вьетнаме не было физической возможности, говорит Светлана: пастель просто отмокала в условиях повышенной влажности. Так на смену пастели пришли фактурный акрил и нежная акварель.
Более того, во Вьетнаме Светлана Ганькина познакомилась с местными мастерами и освоила для себя новую технику работы - акварель на шёлке. Техника как раз очень подошла для нежной вьетнамской серии.
Вдохновляющее разнообразие
Картины Светланы Ганькиной – это не просто иллюстрации к путешествиям по Монголии и Вьетнаму. Даже в бытовых сюжетах, пейзажах, портретах таятся смыслы, знаки, которые автор на выставке с удовольствием объясняла зрителям. Так и рождается особо ценный для любого творца диалог.
«Правильный академический рисунок – не моя цель. Создавая картины, я всегда отталкивалась от собственных мыслей и эмоций. Например, во Вьетнаме меня зацепила тема тесного сосуществования разных этнических групп внутри страны, - говорит художница. - У каждой – своя культура, традиции, взгляды на жизнь. Так появились три портрета представителей разных вьетнамских этносов. Так я попыталась передать философию разных миров в масштабах одной страны».
Светлана считает, что выставка «Кочевые заметки» помогла нижегородцам разрушить некие стереотипы о Монголии и Вьетнаме. Мало кто там бывал, и впечатления о загадочных азиатских странах у большинства людей складываются из ярких фотографий, нацеленных на привлечение туристов. Художница надеется: ей в своих работах удалось показать что-то большее.
«Азия меня многому научила, - признаётся Светлана. - В первую очередь - терпимости и гибкости мышления. Мир вокруг не обязан укладываться в наши представления о нём. Он разный, и это разнообразие надо уметь принимать с благодарностью. В ответ ты получаешь колоссальное вдохновение для дальнейшего творчества».
Кстати
- Персональная выставка Светланы Ганькиной «Кочевые заметки» стала частью нижегородского фестиваля «Языковая мозаика» (12+), посвящённого Международному дню родного языка. Кроме этой самобытной экспозиции, в программе были книжная выставка «Язык всем знаниям и всей природе ключ», музыкально-лингвистическая «Масленица», круглые столы об актуальных проблемах языка и даже мастер-класс по работе с дореволюционными почтовыми открытками.