В Нижнем Новгороде открылся технический музей. Старинные инструменты, самому древнему из которых более 4 тысяч лет, станки, оружие, башенные часы и карета и многое другое. Эту коллекцию Вячеслав Хуртин собирал больше 20 лет.
Каждая находка сродни кладу
В коллекции более 2 тысяч экспонатов. И каждый для него дорог, как собственный ребёнок. Многие из них остались в мире в единственном экземпляре - например, уникальный токарный станок 1885 года мастера М. Комова. На колесе - следы времени и жучков, которые наряду с водой и огнём - главные враги дерева. Кузнечному горну 1831 года повезло меньше, чем станку, - жук съел всю переднюю часть, пришлось потрудиться, чтобы восстановить форму. Старинная пилорама создана руками неизвестного ивановского мастера из цельного дуба.
Каждая такая находка сродни кладу. По словам коллекционера, много уникальных станков, инструментов в 1990-е сдали в металлолом.
- Многие экспонаты - зарубежные, инструмент и в дореволюционной России привозили в основном из Европы, как и сейчас. У нас была историческая возможность наверстать - в СССР выпускали всё от скрепки до космических кораблей. Русский народ - удивительный, талантливый, создающий уникальные вещи.
Есть в музее и витрина с древними инструментами. Молоток, которому свыше 4 тыс. лет, бронзовые топоры, кинжалы, созданные 2,5 тыс. лет назад.
- Сколько загадок в этих экспонатах! Откуда, например, в древнем топоре сверление со спиралью, сделанное неизвестным инструментом? Или бронзовое зеркало старше 2 тыс. лет - судя по орнаменту, рисунок нанесён на токарном станке. Откуда станок в те века? - рассуждает коллекционер.
Древние предметы попадают к коллекционерам через антикваров, которых снабжают «чёрные копатели». И это большая удача, если старинная вещь не скроется в частной коллекции, а будет доступна широкой публике в музее.
Над экспозицией возвышается карета. В таком экипаже ездил сельский доктор. Удобный транспорт, на рессорах, с мягким ходом - современные джипы не преодолели бы дороги XIX века лучше нее.
А как звучит собрание старинных музыкальных и звуковых инструментов - от фонографа Эдисона до граммофонов, симфонионов и шарманок. Свежий экспонат - роликовый орган нижегородского мастера Павла Ананьева. Как потрясающе звучат пластинки начала прошлого века! Мы, выросшие на электронной музыке, такого и не слыхивали. Рельсы старинной железной дороги хранят следы многочисленных поездов. А рядом пожарная помпа из Иркутска с железнодорожной станции.
Велосипеды европейского производства - родом из позапрошлого века, «костотрясы». Такие транспортные средства стоили очень дорого, их могли купить только богачи или члены царской семьи. Их ставили в фотомастерских «для антуража» - простой люд в нарядных одеждах с удовольствием фотографировался рядом с диковинными конструкциями. Стоит в музее и русский велосипед, аналог которого есть только в Риге. И малышам разрешают на нём кататься! «Сломают - починим», - улыбается Вячеслав Хуртин.
Каждый экспонат в рабочем состоянии - подходи и опробуй. Вместе с Вячеславом мы заводим немецкие башенные часы 1829 года. Когда-то они были сломанные, ржавые. А теперь идут! Работает и старинная зубосверлильная машина - хоть сейчас в клинику.
Охраняют экспозицию старинные ворота и затейливый замок 1859 года из Городца с шильдиком мастера Дмитрия Балыкова (красивый узор на нём сделан зубодробильной машиной).
Как заинтересовать подростка?
Юным посетителям выставки интересны и инструменты, и старинный штурвал, сохранивший тепло рук капитанов. Он ещё помнит те времена, когда по Волге ходили суда под парусами и баржи с бурлаками. Этот корабельный агрегат, как и все остальные экспонаты, достался нашему Вячеславу в плачевном состоянии. И он очень скрупулёзно и долго их восстанавливает, чтобы не только вернуть форму, но и сохранить очарование старины.
Специально для мальчишек собрали военную витрину - сарматский меч II века нашей эры из Краснодарского края, корабельную пушку с ядрами петровских времён, средневековые шипы против конницы и пехоты, старинный кистень, кольчугу, каждое колечко которой сделано вручную. Многие вещи не смогут воспроизвести современные мастера. Глядя на эти экспонаты, понимаешь: были на Руси Левши и Кулибины.
- Идея технического музея - познакомить мальчишек, девчонок с историей техники, чтобы у них в головах был не только виртуальный мир. Совсем недавно на экскурсии 14-летний парень спрашивал: а что такое дрель, зачем сверлить отверстия. Как его заинтересовали инструменты! Он такого не видел, - рассказывает коллекционер. - Я с детства увлекаюсь всякими механизмами, мы с друзьями всё время изобретали в гараже, конструировали. Это был настоящий творческий коллектив. Мы собрали из подручных средств, найденных на свалке, акваланг, мотоциклы, дельтаплан, машину. И всё ездило! С папой создали импульсный аппарат, который позволил мне исправить зрение - я мечтал стать лётчиком. Посмотрите на штангенциркули, как тонко они сделаны. Как дети сейчас мучаются с китайскими «козьими ножками», которыми и круг не нарисуешь. Важно, чтобы они занимались техническим творчеством.
Нижегородец открыл уникальный технический музей | Фотогалерея
Нижегородец открыл уникальный технический музей | Фотогалерея
В таких музеях можно занятия по профориентации проводить. Как заинтересовать подростков в технических специальностях? Дайте им в руки инструмент, а не компьютерную мышку.
Музей – дорогой ценой
Вячеслав борется за доступность уникальных экспонатов. Какой смысл прятать их по частным коллекциям!
На создание технического музея у него ушли не только годы, но и большие деньги из семейного бюджета. Всё ради того, чтобы за символическую плату мальчишки и девчонки, а также их родители смогли почувствовать душу старинных вещей! Музей живёт на средства коллекционера. Создавался музей не для коммерческой выгоды, поэтому многие и считают Хуртина безумцем, готовым потратить последнее на «старинные штучки». Была бы хоть какая-то поддержка от государства, можно было сделать вход в музей бесплатным... Впрочем, и сейчас плата символическая.
- В Европе берегут историю. Технический музей в Берлине, существующий почти век, не обойти и за сутки. А мы многое потеряли. Нужно сохранять наше техническое искусство, - уверен Вячеслав Хуртин.
Поэтому он и не соглашается продать коллекцию или вывезти её на время - такое предложение поступило от японцев. Наш герой хочет, чтобы технический музей был достоянием нижегородцев.