Транспортные схемы в российских городах нужно срочно реорганизовать. Об этом в сентябре на заседании президиума Госсовета говорил президент Владимир Путин. В Нижнем Новгороде реформу общественного транспорта начали раньше. Как провести её с максимальным эффектом?
Цена вопроса
О том, что городу требуется серьёзная транспортная реформа, в Нижнем Новгороде заговорили три года назад. Но модернизацию маршрутов начали всего несколько месяцев назад.
С первых шагов стало ясно: пассажирам сложно привыкать к изменениям. Часть горожан с трудом привыкает к новым вариантам передвижения, хотя муниципальные власти упразднили лишь маршруты-дублёры. Многие недовольны увеличением тарифа на разовую поездку, многие, наоборот, начали экономить с введением пересадочных тарифов с 15 августа. Тем более что к новым экономически обоснованным муниципальным расценкам быстро «подтянулись» частные перевозчики, работающие по нерегулируемым тарифам.
«Новая транспортная схема подразумевает ужесточение требований к тем, кто хочет обслуживать маршруты общественного транспорта, - говорит перевозчик Дмитрий Каргин. - Нужно обновление подвижного состава. В среднем автобус стоит 4 млн руб., а для полноценной работы купить их надо много. При цене одной поездки в 28 руб. рентабельность минимальная. В идеале разовый проездной билет в маршрутке должен стоить 32 руб. Но мы понимаем: пассажирские перевозки - это социально ответственный бизнес. Сейчас не все нижегородцы готовы к такому тарифу».
Чтобы диалог бизнеса, власти и пассажиров шёл активнее и конструктивнее, частные перевозчики региона решили объединиться в союз. По большому счёту, у всех одна цель - повысить качество транспортных услуг.
В профессиональное сообщество принимают добросовестных перевозчиков, которые стремятся отрегулировать расписание, улучшить имидж Нижнего Новгорода и области.
«С вводом новых маршрутов ситуация с пассажирскими перевозками улучшается, - уверен президент Союза перевозчиков Нижегородской области Михаил Романычев. - Нижний Новгород провёл уже четыре открытых конкурса на право обслуживать новые маршруты. На линии вышли обновлённые автобусы. Мы хотим продолжить активный диалог с властью и общественностью. Для этого создадим каналы обратной связи: телефонную линию, интернет-сайт, общественную приёмную. До конца 2017 года планируем подписать с городскими властями соглашение об алгоритме и принципах совместной работы».
Водитель будущего
Чтобы новая маршрутная сеть работала «на все сто», один из главных шагов - подключить коммерческие маршруты к городской автоматической системе контроля оплаты проезда (АСКОП). Это позволит пассажирам, используя единый проездной билет, бесплатно пересаживаться с муниципальных рейсов на частные и обратно в определённом промежутке времени. АСКОП сделает частные автобусы доступнее и для льготников различных категорий.
«АСКОП и «электронный кошелёк» на пересадки за 60 минут в пилотном порядке на некоторых маршрутах мы планируем ввести уже к концу 2017 года, - продолжает Михаил Романычев. - Коллеги-предприниматели готовы установить оборудование и подключиться к единой системе, как только администрация города установит для этого технические требования. Надо просчитать и финансовую сторону такого нововведения: не ударит ли оно по «экономике» муниципального транспорта? А для того, чтобы и льготники в перспективе могли пользоваться любым видом общественного транспорта, требуется изменение регионального законодательства. Решат депутаты – хорошо».
Союз перевозчиков Нижегородской области намерен всерьёз заняться и кадровым вопросом. В планах - тесное сотрудничество со специальными образовательными учреждениями, профориентация в школах.
«Водитель будущего должен быть молодым, воспитанным, профессионалом своего дела, - рассуждает перевозчик Дмитрий Панкратов. - А сегодня пора уходить от плановой системы, когда, борясь за пассажира, водители устраивают гонки, забывая о безопасности людей».
По словам Дмитрия Панкратова, в ближайшее время частные перевозчики должны подумать о наборе и обучении штата кондукторов. Часто водители создают аварийные ситуации на дорогах, отвлекаясь на продажу билетов.
«Мы давно хотели создать «чёрный список» водителей, - делится планами перевозчик Елена Климанова.
- Сейчас из-за дефицита кадров человек, уволенный за непрофессионализм, быстро находит новую работу на другом маршруте. Когда КТС окончательно внедрят, перевозчиков станет меньше. Надеюсь, объединившись, мы сможем изменить ситуацию. Но скажу о себе: ежедневно перед выходом в рейс мы работаем с водителями. Стараемся повысить их стрессоустойчивость, говорим о невозможности открыто конфликтовать с пассажирами».
Слышать и понимать
Новая схема должна избавить нижегородцев и от долгого ожидания нужного автобуса. По-хорошему, надо стремиться к общеевропейским и мировым стандартам интервала между рейсами автобусов одного маршрута - 10 минут. Однако частные перевозчики региона просят не забывать о пробках, авариях и иных внеплановых ситуациях на дорогах - транспортники в этом не виноваты.
Предприниматели надеются, что в ближайшее время при содействии городского департамента транспорта создадут единую диспетчерскую службу. Она будет следить за тем, как перевозчики в Нижнем соблюдают интервал движения общественного транспорта и выполняют другие обязательства перед городом.
«Предприниматели, городские власти и пассажиры - не враги друг другу, а партнёры, - уверен перевозчик Эдуард Степанов. - Пока мы слышим лишь претензии к перевозчикам: мол, зачем резко цены повышаете? Но это, в конце концов, бизнес, пусть и социально ответственный. Те же новые автобусы мы покупаем за свой счёт. Перевозки от этого становятся комфортнее, но растёт и их себестоимость. В союз перевозчиков объединились люди, которые действительно хотят перемен к лучшему! А это возможно только, если мы будем слышать и понимать друг друга».
Сохраните билет!
Мы привыкли, что в муниципальном транспорте на линии работает контроль, а в частной маршрутке порой беспечно не требуем у водителя билетик - здесь-то контролёры обычно не ходят. Оказывается, зря!
«Билет - это документ, который подтверждает: на время поездки в автобусе жизнь и здоровье пассажира застрахованы, - объясняет перевозчик Григорий Саакян. - На билете значится страховая компания, которая будет выплачивать компенсации при несчастном случае в пути. Также там указаны телефоны компании-перевозчика. Позвоните и оставьте замечания и пожелания!»
Вопрос – ответ
На линии вышли автобусы «ПАЗ-Вектор». Там просторная задняя площадка, где можно стоять с коляской и велосипедом, но на ней явно не хватает поручней. Нельзя ли устранить этот недочёт?
Е. Борщёва, Нижний Новгород
Отвечает перевозчик Алексей Яшин: «Мы встречались с директором и конструкторами завода-производителя и рассказали им о некоторых технических недостатках новой модели. Нам обещали адаптировать автобус к требованиям пассажиров. Самостоятельно менять конфигурацию машины мы не имеем права. Контролирующие органы за такую самодеятельность могут оштрафовать.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть