Раневская часто оставляла приоткрытой дверь на лестницу, чтобы её пёс Мальчик мог свободно гулять. Таким образом как-то раз «ушла гулять» каракулевая шуба артистки. Нанятая не так давно домработница быстро поняла, какие возможности даёт работа у Раневской, и унесла из квартиры шубу и вазочку из хрусталя. Обнаружив пропажу, Раневская записала: «Пальто украли, а я к нему зря купила туфли». К материальным благам актриса относилась философски. Многие современники Фаины Георгиевны знали её как вспыльчивого, порой капризного, часто язвительного человека. Но никто и никогда не знал её скупердяйкой. Ей должны были все актёры, и о долгах этих она никогда не вспоминала. При этом Фаина Раневская жила очень скромно. Единственная роскошь, которую она себе позволяла, - это, нежась в ванне, пить чай из самовара. Раневская всю жизнь спала на узенькой тахте. При-обретённую однажды шикарную двуспальную кровать подарила на свадьбу своей домработнице Лизе. Фаина Георгиевна, как могла, всячески старалась преодолеть быт. У Раневской часто менялись дом- работницы. Они были её кошмаром. Приходили в дом, как завоеватели, и уходили, как мародёры. Лиза была, пожалуй, самой яркой из них.
- Что сегодня на обед? - интересуется Фаина Георгиевна у Лизы, когда та возвращается из магазина.
- Детское мыло и папиросы купила.
- А что к обеду?
- Вы очень полная, вам не надо обедать, лучше в ванне купайтесь.
- А где сто рублей?
- Ну вот, детское мыло, папиросы купила.
- Ну а ещё?
- Да что вам считать! Деньги от дьявола, о душе надо думать. Ещё зубную пасту купила.
- У меня есть зубная паста.
- Я в запас, скоро ничего не будет, ей-богу, тут конец света на носу, а вы сдачи спрашиваете.
Лиза бесконечное количество раз прощалась и вновь пользовалась добротой своей хозяйки. Так, однажды в гости к Раневской пришла Любовь Орлова в шикарной норковой шубе. Домработница актрисы, одержимая страстью найти себе спутника жизни, упросила Фаину Георгиевну, пока Орлова у неё в гостях, разрешить надеть эту шубу, чтобы произвести впечатление на очередного поклонника. Раневская разрешила, в чём потом горько раскаялась, поскольку Лизавета прогуляла аж три часа, а Любовь Орлова так и не поняла, почему хозяйка столь настойчиво уговаривала её посидеть ещё.
«Агент КГ Б»
Её афоризмы, экспромты передавались из уст в уста, их записывали все, кому не лень. Свою кухню с развешанными под потолком трусами Раневская называла «мой итальянский дворик». Награды - «похоронными принадлежностями». Внешность - «с моей рожей надо сидеть в погребе и ждать околеванца». Фаине Георгиевне уже присвоили звание народной артистки СССР, когда ею заинтересовался КГБ. Агент начал вербовочную беседу издалека. И о классовой борьбе на международной арене, и о происках иноразведок на территории СССР.
Вслушиваясь в страстный монолог молодого опера, Раневская прикидывала, как ей элегантнее уйти от предложения, которое должно было последовать в заключение пламенной речи. Фаина Георгиевна закуривает очередную «беломорину» и спокойнейшим голосом говорит: «Я давно ждала, когда органы оценят меня по достоинству и предложат сотрудничать! Я лично давно к этому готова - разоблачать происки ненавистных мне империалистических выползней... Можно сказать, что это моя мечта с детства. Но... Есть одно маленькое «но»! Во-первых, я живу в коммунальной квартире, а во-вторых, что важнее, я громко разговариваю во сне. Нет-нет, я просто кричу обо всём, что у меня в голове. Представьте: вы даёте мне секретное задание, и я, будучи человеком обязательным и ответственным, денно и нощно обдумываю, как лучше его выполнить, и вдруг ночью, во сне, начинаю сама с собой обсуждать способы выполнения вашего задания. Называть фамилии, имена и клички объектов, явки, пароли, время встреч и прочее... А вокруг меня соседи. Они же у меня под дверью круглосуточно, как сторожевые псы, лежат... И что? Я, вместо того чтобы принести свою помощь на алтарь органов госбезопасности, предаю вас!»
После этой истории Фаина Георгиевна получила- таки отдельную квартиру, но работать на КГБ отказалась. Поклонникам актрисы так и не довелось услышать о Раневской как об агенте национальной безопасности, равно как никто никогда так и не назвал её матерью и женой.
После этой истории Фаина Георгиевна получила- таки отдельную квартиру, но работать на КГБ отказалась. Поклонникам актрисы так и не довелось услышать о Раневской как об агенте национальной безопасности, равно как никто никогда так и не назвал её матерью и женой.
Цитаты
●● «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, есть люди, в которых живут только глисты».
●● «Бог мой, как я стара - я ещё помню порядоч-ных людей!»
●● «Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, то она предполагает, что второго такого дурака она не найдёт».
Смотрите также:
- Несравненная Фуфа.27 августа - 115-летие Фаины Раневской →
- «Реплика» Константина Шатилова (13.09.2012) →
- Выкса станет духовным центром России? →