Дневная мама. Хороший воспитатель – психолог и актер

У каждого ребёнка должно быть счастливое детство в детском саду. © / Из личного архива

   
   

Как искренне полюбить чужого малыша за рабочие часы, беседуем с Наталией Яроцкой, воспитателем первой категории Центра развития ребёнка - детский сад № 7 г. Бор.

Дети - ангелы

- Наталия Валерьевна, что важнее в вашей профессии - любить детей или иметь педагогический опыт, специальные методики?

- Я же женщина! Искренне считаю - и не разуверилась в этом за годы работы, что все дети - ангелы. Любовь, ласка, уважение к ребёнку - вот что позволит найти ключик к любому маленькому сердцу. У нас, например, каждый день в группе начинается с объятий при встрече. И это огромное профессиональное счастье - когда вроде бы чужой ребёнок раскрывается, идёт на контакт.

Есть, конечно, и педагогические приёмы. Иногда я к воспитаннику обращаюсь на «вы»: «Что у вас случилось? Почему вы так поступили?» Ребёнок сначала в лёгком недоумении, а потом совершенно по-взрослому начинает объяснять свой поступок. Воспитатель в детском саду - немного актёр и даже клоун. Ты должен в игровой форме, доступной для ребёнка, найти выход из любой сложной ситуации.

- Сегодня некоторые родители предпочитают не отдавать ребёнка в детский сад, полагаясь на помощь бабушек-дедушек, нянь. Как вы к этому относитесь?

Наталия Яроцкая (Персикова)
Родилась в Павлове Нижегородской области. Закончила Московский институт экономики, менеджмента и права. Прошла профессиональную переподготовку в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Минина по дополнительной программе «Педагогика и психология дошкольного образования». В 2015 году победила в XI Всероссийском конкурсе «Ты гений» в номинации «Сценарий праздников и мероприятий».
   
   

- Отрицательно. Детский сад - первая ступень жизни в социуме. Это общение, всестороннее развитие.

У домашнего воспитания есть свои минусы. Дети, особенно мальчики, становятся замкнутыми, эмоционально и психологически неуравновешенными, эгоистичными. Так или иначе ребёнок должен пройти все эмоционально-стрессовые ситуации при общении с другими детьми. Во внутрисемейном быту таких ситуаций может не быть.

- Должен воспитатель помогать ребёнку переживать стресс, который тот испытывает, впервые придя в детский сад?

- В первый раз большинство детей горько плачут. Воспитателю в первую очередь надо поговорить с родителями, расспросить, что любит малыш, как проводил время дома, и потом подать это ребёнку опять же в игровой форме. Например, любит малыш лошадей. Надо не просто дать ему игрушку-лошадку, а, например, найти материал, сделать и показать группе презентацию и спросить у ребят, кто что знает про лошадок. Как правило, новичок начинает проявлять инициативу, рассказывать. И он счастлив! Конечно, новых ребят жалеешь, машешь вместе с ними ручкой вслед маме.

Но в большинстве случаев дети достаточно быстро привыкают ко всему новому. У них гибкая психика.

Гаджет вместо мамы

- По вашим наблюдениям, чем отличаются современные дети дошкольного возраста?

- Многие очень избалованы. К сожалению, часто родители и сами инфантильны, плохо подкованы в вопросах воспитания. Им проще дать ребёнку планшет с игрой, чем заниматься с малышом.

Между тем в дальнейшем такая зависимость от гаджетов тяжело лечится. Иногда мамы и папы переносят на детей модель поведения собственных родителей, а это опыт не всегда положительный.

- Наверняка не все родители довольны методами воспитания своих чад в детском саду…

- Конфликты бывают - глобальные и по мелочам. Я, например, взяла себе за правило всех детей называть полным именем без уменьшительно-ласкательных форм. Не всем родителям это нравится.

Но все конфликты решаются индивидуальными консультациями. Воспитатель работает не только с ребёнком, но и с его семьёй.

- У вас не возникает искушения дать по попе такому избалованному ребёнку?

- Я противник рукоприкладства. Каждый ребёнок для меня личность. Не стоит забывать, что детям свойственно фантазировать, и даже лёгкий шлепок по попе они могут воспринять совсем по-другому и нарассказывать родителям таких ужасов!

- А на следы даже лёгкого родительского рукоприкладства воспитатель должен обращать внимание?

- Такие случаи бывают редко. Если взрослые отрицают, что тот же синяк ребёнок получил дома, а следы жесокого воспитания продолжают появляться, в этих случаях я сразу иду к заведующему детского сада, и мы вместе с родителями потом разбираемся в ситуации.

Без перегрузок!

- Сейчас в детсадовской группе, как правило, не один десяток детей. Как успеваете за всеми следить? Это же огромная ответственность!

- У воспитателя всегда есть помощники. Есть ребёнок, который не нашалит, не подерётся, не убежит - я таким доверяю. А упор делаю на активных ребят. Вы знаете, они потом тоже воспринимают общий настрой в группе и становятся спокойными.

- То есть любимчики у вас всё же бывают?

- Конечно, но я никогда этих детей не выделяю. Малыши по своей природе очень ревнивы и моментально замыкаются, если при всех начинаешь настойчиво хвалить кого-то одного. Я дневная мама для всех!

- Как вы относитесь к тому, что сегодня детский сад всё больше воспринимают как подготовку к школе?

- Развивающие занятия по возрасту нужны обязательно. Но у малышей всё же должно быть детство. Многие специалисты считают: если ребёнок не хочет учиться в школе, он не наигрался в детском саду. Любая умственная перегрузка ведёт к неврозам.

- За целый день устаёте от детского гомона? Наверно, для отдыха вам нужна тишина?

- Я люблю общение. У нас прекрасный коллектив, вместе работаем и отдыхаем. Мы все творческие люди, а не нудные воспитатели-надзиратели!

Смотрите также: