С 1961 года Лев Пигалицын воспитал 128 кандидатов и 50 докторов наук, крайне востребованных в своей профессии. Учитель продолжает искать новые таланты. Накануне Дня космонавтики Лев Васильевич встретил журналиста «АиФ» в своём кабинете, похожем на космический корабль.
Затмение в Париже
- Как же дети, которые едва ли не с пелёнок теребят родителей расспросами о Марсе и метеоритах, теперь утоляют своё любопытство?
- С 1961 года я преподаю астрономию и не собираюсь в рамках своих авторских проектов от неё отказываться. Как вообще можно было исключить из школьной программы ключевую науку, рассказывающую о появлении человека, о мировоззрении? Вопросы о Марсе, планетах, звёздных явлениях дети задают всё меньше. Я считаю, что сейчас множество факторов отвлекают детей от вопросов о космосе. Телепередачи о магии, религиозные каналы различных конфессий. Буквально с детства дети должны себя в чём-то проявить… Где же у них время на окружающее мироздание?
- Ваша методика преподавания признана одной из лучших в России. Что такого можно рассказать детям, чтобы они требовали «добавки»?
- Можно «разбавлять» изложение материала личными примерами. Меня, например, связывали узы дружбы с дважды Героем Советского Союза Александром Серебровым, который рассказал обо всех особенностях космической станции «Мир», с водителем «советских луноходов» Владимиром Довганем. С космонавтом Сергеем Ревиным мы разработали серию космически-земных уроков по астрономии.
- Что вас связывает с космосом?
- Многое. Например, я был одним из первых на планете, кто увидел первый искусственный спутник Земли.
- По телевизору?
- Представьте себе - нет. 4 октября 1957 года был в студенческом отряде в Северном Казахстане. Нас туда послали помогать убирать целинный урожай. Выпала роса, забилась жатка комбайна, его пришлось остановить. Я прилёг под копну у соломы и настроил «Гиалу» - один из первых в Союзе транзисторных радиоприёмников. И вдруг Левитан сообщил о запуске первого искусственного спутника земли. Советские люди могли увидеть его яркой точкой на территории Северного Казахстана. А я как раз лежу там и вижу яркий светящийся след!
- А первый полёт человека в космос не пропустили?
- С Гагариным было интереснее. 12 апреля 1961 года. 10 часов утра. Мы на практике на автозаводе, собираем на конвейере заднюю подвеску легкового авто. И вдруг с улицы через открытую дверь кричат: «Человек в космосе!» С напарником мы тут же рванули на улицу... Это был настоящий праздник со слезами на глазах.
- Трудно представить, чем пришлось поплатиться за остановку производства.
- Нас и наказали - заставили обкатывать первый в мире советский автомобиль с автоматической коробкой передач.
Затем была работа в школе. Бесчисленные награды учеников на российских, всесоюзных и даже международных олимпиадах. Мой «одарёныш» Игорь Квасов - сейчас кандидат физико-математических наук, у него две золотые медали международных олимпиад по астрономии.
- В более сознательном возрасте вы уже, наверное, не позволяли себе авантюры?
- Наоборот. Мы снимали все мыслимые и немыслимые явления. В 1989 году, одолела «пенсионная депрессия». Директор школы в Нижнем, мой приятель, позвал в Париж. Кто бы тогда отказался увидеть Эйфелеву башню на деньги мецената Сороса? А я было отказался: «Чего я там не видел?». - «А ты видел в Париже солнечное затмение?». И я сразу начал паковать чемодан…
Точно так же и в 2006 году «по звонку» поднялся на 3,5 км на Эльбрус, чтобы поснимать ещё одно солнечное затмение (в 2006 году Льву Васильевичу было 68 лет. - Ред.).
Счастье учителя
- Почему же наших детей лишили причастности к процессам, которые происходят во Вселенной?
- Может, чиновники хотят, чтобы человек не чувствовал себя человеком мира, а был индивидуальностью. Когда человек - индивидуальность, зачем ему вселенная?
- Может быть, чиновники исходили из благих побуждений - не перегружать детей «лишней» информацией?
- По этой логике и русский язык в школах можно отменить. К слову, первобытный человек вообще обходился без многих современных знаний. Ему важно было знать, как мамонта поймать и как затем приготовить тушу.
Но главная задача современного человека - развитие цивилизации. Считаю, что тоже вношу лепту в общее дело - двигаю науку руками и мозгами учеников. Это, наверное, и есть счастье учителя.
- Если представить, что астрономию снова вернут в школы, кто будет её преподавать?
- Учителей физики и астрономии действительно осталось мало. Их средний возраст выше пенсионного. Про мужчин я вообще молчу. Их единицы. В свободное от работы время они занимаются репетиторством, набирают неимоверное количество часов. Вся эта потогонная работа для того, чтобы раз в году на недельку съездить на Кипр. Этим им хоть как-то удаётся осчастливить себя.
Спектакль окончен!
- А почему бы в школе не набрать дополнительных часов?
- Это нам повезло - с 1975 года у нашей школы статус школы с углублённым изучением предметов физико-математического цикла. И то на астрономию дали всего час факультативных занятий в 11-м классе! В обычных школах астрономии нет и в помине…
- Но педагоги могут участвовать во всевозможных конкурсах, где за авторский проект и 100 тыс. руб. дают?
- Это чистой воды случайность. Испытано на себе. В 2005 году я был удостоен гранта Президента в 100 тыс. руб. В 2010 году представил другой хороший проект, и президент Медведев его по достоинству оценил. А в 2011 году на конкурсе грантов, где разыгрывались 200 тыс. руб., я выставил проект ещё интереснее и многограннее. И вот с этой уникальной работой почему-то оказался на 267-м месте. С тех пор не трачу времени на такие спектакли… А судьи кто?
Но работа с ребятами продолжается, и на нашу долю выпадет ещё немало замечательных астрономических открытий! Пройдёт время - и астрономия будет самой главной наукой на нашей планете.
Досье
Лев Васильевич Пигалицын закончил физический факультет горьковского Педагогического института в 1961 году. С 1965 года работает в средней школе № 2 Дзержинска учителем физики и астрономии. Имеет звания «Заслуженный учитель РСФСР», «Соросовский учитель средней школы», отличник просвещения СССР, отличник просвещения РСФСР и ряд других наград и знаков отличия. Учитель высшей категории. Указом Дмитрия Медведева от 1 октября 2010 года ему присвоено звание Народного учителя России.
Смотрите также:
- Как спасти жизнь на Земле с помощью Лунного ковчега →
- Воспитание было правильным →
- Учитель из сказки →