Свистни мне. Как в Нижнем работала первая в России телефонная линия

Телефонная линия тянулась с Георгиевской пристани общества «Дружина» по Нижней набережной реки Волги до Верхне-Волжской набережной. © / Максим Дмитриев / Public Domain

Более 143 лет назад, 20 июня 1881 года, в Нижнем Новгороде случился технический прорыв российского масштаба – впервые в империи начала работать частная гражданская телефонная линия. Обязаны мы этим братьям-пароходчикам Шиповым – они добились официального дозволения Министерства почт и телеграфов.

   
   

Интересные факты о чуде техники – от nn.aif.ru.

Сначала – государственная монополия

Официально изобретателем телефона считается шотландский учёный Александр Грэм Белл – в 1876 году он первым получил патент. Белл гордо назвал своё изобретение «усовершенствованной моделью телеграфа».

В России уже к началу 1860-х годов сеть телеграфного сообщения была очень распространена, хотя расценки на эти услуги изрядно «кусались». Но для деловых переговоров нужна была связь в режиме диалога, а не отложенных сообщений.

Воодушевились изобретением Белла и русские «кулибины». Например, военный телеграфист Григорий Игнатьев разработал «конденсатор-разделитель», который объединял одним проводом телеграф и телефон.

Совершенствовал технологию Белла и изобретатель Павел Голубицкий. Но в народ их творения не пошли. Возможно, причина была в том, что на телефонную связь в Российской империи поначалу существовала государственная монополия – использовали техническую новинку в основном в военных целях.

Но к 1881 году российское Министерство почт и телеграфов буквально завалили просьбами о «дозволении устройства телефонного сообщения» между имениями, заводами и прочими частными владениями, как правило, находившимися поблизости друг от друга.

   
   

27 февраля 1881 года император Александр II утвердил положение «Об обустройстве частных телефонных сообщений» в России. Желающие иметь телефон должны были не просто приобрести аппарат, а провести за свой счёт целую телефонную линию. Для этого надо было получить разрешение на проведение работ и одобрить их проект в Министерстве почт и телеграфов.

Соединить телефонной связью между собой можно было только отдельно стоящие объекты.

Первые телефоны Александра Белла. Фото: www.globallookpress.com

Матросы-вестовые остались без работы

За десять дней до подписания императором Александром телефонного положения в Министерство почт и телеграфов пришло прошение от директора-распорядителя волжского пароходного общества «Дружина» Михаила Шипова. Шипов просил дать разрешение организовать телефонную связь между нижегородской Георгиевской пристанью и квартирами директоров-распорядителей пароходства. Мол, телефон жизненно необходим для развития дела – для передачи внутренних распоряжений на пристань. Пока же приходится туда-сюда круглосуточно гонять с записками от управляющих матросов-вестовых. Михаил Шипов заверял: для иных целей телефонная связь использоваться не будет.

Почему же именно в Нижнем Новгороде разрешили организовать первую в России частную гражданскую телефонную линию? На тот момент пароходное общество «Дружба» обеспечивало грузовое и пассажирское сообщение по Волге от Рыбинска до Астрахани, по Каме – до Перми и по реке Белой – до Уфы. На балансе у пароходства было 18 буксиров и шесть пассажирских пароходов. Бизнес действительно был по тем временам большой.

Кроме того, основатели пароходства братья Шиповы имели репутацию законопослушных граждан и порядочных предпринимателей. В прошении сразу было обозначено: все расходы по организации линии пароходство берёт на себя. Городская Дума Нижнего Новгорода уже дала добро на постановку телефонных столбов.

Кстати, Михаил Шипов в прошении, кроме Нижнего Новгорода, обозначил ещё одну точку, где для нужд пароходства «Дружба» нужна была опытная телефонная линия. Речь шла о городе Баку. Телефонный провод планировали натянуть между городской пристанью и пристанью в бакинском «Чёрном городе». Связь там тоже наладили, но на несколько месяцев позже, чем в Нижнем Новгороде.

Экономили на проводе

В Министерстве почт и телеграфов Российской империи в ответ на прошение директора-распорядителя волжского пароходного общества «Дружина» Михаила Шипова от 18 февраля 1881 года запросили проект первой в России частной гражданской телефонной линии. Проект быстро прислали – он был готов заранее. 

Планировалось, что линию протянут единичным стальным телеграфным проводом длиной полтора километра на деревянных столбах. Провод был один, из соображений экономии.

Столбы, дозволенные Гордумой, по проекту зарывали в землю примерно на полтора метра. Как и при устройстве телеграфа, электрическая цепь замыкалась через землю.

Телефонная линия в Нижнем Новгороде шла с Георгиевской пристани общества «Дружина» по Нижней набережной реки Волги до Верхне-Волжской набережной. Потом линия шла по столбам на Мартыновскую улицу (сейчас это улица Семашко. – Ред.) На этой улице жил один из директоров-распорядителей пароходства. Затем телефон тянулся до дома второго управленца на улице Большая Печёрская.

Нижегородский проект в Министерстве почт и телеграфов одобрили. Телефонную линию протянули в Нижнем Новгороде буквально за месяц. 20 июня (по новому стилю) 1881 года она официально заработала.

Скорее всего, нижегородская частная телефонная линия фактически первой в Российской империи всё же не была: сохранились сведения, что ушлые предприниматели тянули свои линии, не испрашивая на то разрешения в профильном ведомстве. Но волжское пароходство «Дружба» и братья Шиповы всё сделали по закону, оттого и вошли в историю.

Телефон весил 8 кг

Как только линия была готова, на Георгиевской пристани пароходства «Дружба» установили два телефонных аппарата, ещё два появились в домах директоров-распорядителей.

Производило эти новинки техники санкт-петербургское акционерное общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Это была модель с трубкой, в народе получившей прозвище «гантель». Скорее всего, так её назвали за форму и тяжесть. Общий вес некоторых стационарных телефонов тех лет мог достигать восьми килограммов.

Были у аппарата и другие недостатки. Один из самых ощутимых таков: телефон от «Сименс и Гальске» не звонил, а свистел, причём очень слабо. Услышать свисток можно было, только сидя прямо возле аппарата. Но телефон неплохо работал на расстоянии до 2 километров, речь было слышно и на входящем и на исходящем звонке. И на том спасибо. Чуть позже на четырёх нижегородских телефонных аппаратах установили не свистки, а электрические звонки. Их было слышно издалека.

Первая частная гражданская телефонная линия проработала в Нижнем Новгороде почти четыре года. В январе 1886 года в городе появилась уже полноценная телефонная станция. Таким образом, Нижний стал седьмым крупным российским городом с собственной телефонной связью.

Кстати

К 1900 году в Российской империи была уже 101 телефонная городская сеть. А в январе 1917 года в Нижнем Новгороде открылся свой телефонный завод «Сименс и Гальске». После Октябрьской революции этот завод национализировали, но телефонные аппараты он выпускал вплоть до 1949 года. Предприятие работает и сейчас – там выпускают радиолокационное оборудование.

В 1980-е годы уже в Горьком впервые в СССР проложили волоконно-оптические линии внутригородской связи.