В Нижнем Новгороде трамвай больше никогда не пройдёт по Канавинскому мосту – мост не выдержит. Нельзя прокатиться в вагончике по Похвалинскому съезду – угол наклона не предполагает трамвайного движения.
Давно не ходит троллейбус по улице Родионова. Но власти постоянно говорят о развитии самого экологичного электрического общественного транспорта. Что для этого делают? Нужно ли это горожанам?
Ждут по 40 минут
Екатерина Истомина, живущая на ул. Невзоровых, считает: как бы ни была развита транспортная сеть в центре, без трамваев и троллейбусов здесь никак. Например, от оперного театра до улицы Бекетова без пересадок доехать можно только на троллейбусе №13. На улицу Ильинскую от Ашхабадской довезёт только трамвай №2.
«В центре трамвайные пути проложены так, что от остановок удобно добраться в магазины, учреждения, в жилые кварталы, а от автобусных остановок путь, как правило, долгий, – считает Екатерина. – Хотелось бы только, чтобы интервал движения электротранспорта соблюдали. Трамвай №18 в выходные дни не дождёшься по 40 минут. Разговорилась тут с кондуктором, та объяснила: в субботу и воскресенье на линии всего один вагон. Как же так?»
Елена Трофимова, живущая в микрорайоне Мещерское озеро, считает, что тамошнюю конечную остановку троллейбусов пора ликвидировать. «Живу здесь всю жизнь, а на троллейбусе в последний раз уезжала лет шесть назад, – говорит она. – Подвижной состав в плохом состоянии, троллейбус движется медленно. От трамваев я тоже не в восторге. Даже пословицу придумала: «Хочешь никуда не доехать – сядь в «двойку». Как сяду в этот трамвай, он непременно где-то встанет – какой-то умник всегда машину на рельсах бросит».
Больше всего обитатели Мещерского озера удивились, когда недешёвую «умную» остановку поставили именно на мало востребованной конечной троллейбусов. Возможно, так городские власти хотели подчеркнуть важность этого вида транспорта для местных жителей?
Разобрать пути
За последние годы трамвайные пути демонтировали на Канавинском и Молитовском мостах, улице Советской. Хотели «свернуть» пути на Окском съезде, но против такого решения активно выступила общественность.
В Дзержинске и вовсе ликвидировали трамвайную сеть, объяснив это изношенностью подвижного состава и нерентабельностью электротранспорта. На месте рельс уже давно разбиты газоны, а дзержинцы до сих пор вздыхают о трамвайчиках, укативших в прошлое.
Два года назад стали говорить, что, возможно, в Нижнем полностью закроют троллейбусное сообщение. Однако в городском департаменте транспорта и дорожного хозяйства «АиФ-НН» сообщили, что вопрос о прекращении троллейбусного и трамвайного движения в городе не рассматривают. Наоборот, обновляют парк муниципального предприятия «Нижегородэлектротранс». А износ сейчас огромен: 83,8% трамваев и 95,5% троллейбусов.
Чтобы исправить ситуацию, в ноябре 2020 года «Мосгортранс» передал Нижнему 21 трамвай и 70 троллейбусов, прежде обслуживавших столичных пассажиров. Городские власти уверяют, что обновление подвижного состава муниципальных предприятий продолжат.
Больно ударила по электротранспорту пандемия коронавируса. По данным профильного городского департамента, пассажиропоток в трамваях и троллейбусах в 2019 году составил 50,4 млн человек, а в 2020 году – всего 33,7 млн. Снижение объясняют коронавирусными ограничениями. При этом городской электротранспорт задолжал ресурсоснабжающим компаниям не один миллион рублей…
На днях стало известно, что в Нижнем Новгороде до 2025 года планируют построить крупные инфраструктурные объекты, позволяющие развивать электротранспорт в Ленинском и Автозаводском районах. А вот от идеи вернуть трамвай №1 на Канавинский мост министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области решило отказаться навсегда.
Транспорт – не развлечение?
Экологическая ситуация в мегаполисе остаётся напряжённой. По данным статистики, за последние пять лет на 38% выросла заболеваемость болезнями органов дыхания – во многом потому, что растут выбросы от автотранспорта.
«Электрический транспорт может эту проблему решить, но для этого его в городе должно быть много, – рассуждает руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. – Есть генеральный план развития Нижнего, где написано: преимущественно развивать нужно экологически дружественный общественный транспорт, в том числе троллейбусы и трамваи. Но уже после утверждения генплана многие трамвайные маршруты как раз упразднили. Между тем мы обязаны не разбирать пути, а строить их. Это должно быть стратегическим решением городской и областной власти, необходима продуманная программа развития электротранспорта».
Возможно, окупать себя и зарабатывать на развитие электротранспорт может при помощи экскурсионной деятельности? Есть маршрут «Городское кольцо», охватывающий практически весь исторический центр.
Но, по мнению экспертов, для большинства нижегородцев общественный транспорт – не развлечение. Это рутинная часть жизни, от которой устаёшь. Людям интереснее не кататься на трамваях, а приходить на экскурсии в транспортные парки, узнавать, как там всё устроено, как работают механики, водители, диспетчеры… Этот формат востребован, но подобных предложений от транспортников нет.
«Что касается раскрутки электротранспорта как туристической фишки города, турфирмы должны включать такой формат времяпрепровождения в пакет услуг, а само транспортное предприятие – активно продвигать себя в Интернете, – говорит организатор туристических путешествий Анна Вингурт. – У нас есть канатная дорога на Бор. Казалось бы, нет интереснее аттракциона для туристов! Но канатка себя вообще никак не продвигает. Сайт у них чисто информационный: когда дорога работает, когда – нет. Хотя турфирмы, понимая, что канатка для гостей города привлекательна, включают её в программу посещения Нижнего».
С трамваями всё не так очевидно. По словам Анны Вингурт, мало кто знает, что трамвай можно заказать. Это гораздо дешевле и безопаснее, чем нанимать экскурсионный автобус. Трамвай, например, подойдёт, чтобы довезти на нём школьников из Ленинского района в кремль к Вечному огню. Можно для группы устроить и экскурсию по городскому кольцу. Микрофон и динамики в трамвайном вагоне есть.
Несмотря на все усилия, судьба трамваев и троллейбусов в Нижнем туманна – как, впрочем, и метро. Хотя безусловно наличие электротранспорта придаёт городу статус.
«За трамвай я бы поборолся»
Современные технологии делают электротранспорт быстрым, удобным и экономичным.
«Привязанность к проводам – серьёзное ограничение. – считает специалист по вопросам устойчивого развития городов, доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр ИВАНОВ. - В связи с этим, возможно, от развития троллейбусной сети в нашем городе стоит отказаться.
А вот за трамвай я бы поборолся. Особенно если речь о современном скоростном трамвае. В пределах городского кольца его работу по техническим причинам наладить нельзя, а в заречную часть Нижнего он бы отлично вписался с маршрутом вплоть до аэропорта.
Современные трамваи развивают скорость движения до 40 км/ч. Практически это скорость метрополитена. При этом строительство трамвайных путей дешевле рытья метро. К тому же нынешние скоростные трамваи, в отличие от старых моделей, совершенно бесшумны.
Не надо забывать, что трамваи гораздо экономичнее автобусов. Доказано, что в среднем корпус вагона трамвая служит десять лет, а современные автобусы ресурс используют за год-полтора.
Важно ещё и то, что трамвайные пути в Нижнем Новгороде часто не совпадают с автомобильными дорогами и идут туда, куда на другом общественном транспорте не добраться. Уверен, на таких «пристрелянных» маршрутах скоростные трамваи пользовались бы успехом».