Отходы жадности. Как появляются незаконные свалки?

Незаконные свалки для недобросовестных компаний оказываются привлекательнее полигонов. © / АиФ

Куда на самом деле попадает наш мусор, за вывоз и утилизацию которого платят граждане? В этом попытались разобраться эксперты на круглом столе в пресс-центре «АиФ-НН».

   
   

Не довезли?

С 2016 года вступил в силу федеральный закон о вывозе и утилизации бытовых отходов, который, по идее, должен сделать «мусорную» отрасль цивилизованной. Никаких больше стихийных свалок и маленьких неконтролируемых складов мусора! По закону в каждом регионе будут работать крупные современные полигоны.

В Нижегородской области, по уже разработанной программе, их будет девять. Три уже действуют. Но, оказывается, мусор до них доезжает далеко не весь.

В нижегородское отделение Общероссийского народного фронта пожаловались жители Борского района. На фото и видео, которые они предоставили, - неогороженная территория в районе бывшей Пикинской свалки. Там работает шредер, измельчая крупногабаритный мусор из грузовиков муниципальных (!) предприятий. Причём сбрасывается мусор тут же, поблизости.

- На месте мы действительно нашли остатки промышленных отходов - стекло, матированную плёнку и так далее, - объясняет Илья Савинов, активист регионального отделения ОНФ. - Но по региональной программе отходы из Борского района должны поступать на новый Городецкий полигон, где все возможности для сбора и переработки есть. Но, как сообщили нам на полигоне, за три года работы объекта не все муниципальные предприятия Бора даже потрудились заключить с ним договор.

К Борскому району, как выясняется, давно есть претензии и у контролирующих ведомств. Жители не раз жаловались на незаконную свалку на месте бывшего полигона Борского стекольного завода. Сам полигон официально закрыт и использоваться не должен, однако отходы на нём скапливаются регулярно. По словам Александра Костина, директора борского муниципального предприятия по благоустройству, и Пикинская свалка, и бывший полигон стеклозавода якобы служат перевалочными базами при вывозе мусора. Но и в таком виде это нарушение - на закрытых полигонах мусора не должно быть вовсе! Вызывает большие вопросы и сам факт, что на рекультивированной за бюджетные деньги территории работает коммерческая структура, по сути, дублируя функции комплекса под Городцом, специально оборудованного и отвечающего всем техническим регламентам комплекса…

Тарифы - в канаву?

На Городецком полигоне уверены: корень проблем - в желании присвоить средства, собираемые с граждан и предприятий. Ведь перевозка и утилизация мусора - это разные услуги. Тарифы для полигонов устанавливает региональная служба по тарифам, а вот стоимость вывоза определяют сами перевозчики, в том числе муниципальные.

   
   

- Так сложилось, что деньги, собранные с людей за вывоз и утилизацию ТКО, попадают к перевозчику, который затем должен передать полигону вместе с отходами плату за утилизацию, предназначенную ему по тарифам, - говорит Андрей Лебедев, директор по развитию ЗАО «Управление отходами НН» (в ведении этой компании находится Городецкий полигон). - Перевозчик же зачастую предпочитает собрать деньги, а мусор не довезти или отправить его куда дешевле.

Бор - случай не единичный. В распоряжении ОНФ есть подтверждения того, как огромные потоки мусора вывозятся и складируются на старой свалке под Кстово. Кстовский полигон, кстати, - в числе тех, что лишь проходят процедуры согласования. Общественные слушания по ещё не реализованному проекту назначены на 14 марта.

Артём Патрин, гендиректор ООО «Эко-реал» (компания эксплуатирует Кстовский полигон), признал в свалке на фото старую площадку - по его словам, она по-прежнему работает, пока новый проект проходит согласования.

- Мы в суде доказываем, что старая площадка под Кстовом не вправе размещать отходы, она не соответствует никаким требованиям и не входит в госреестр объектов для утилизации ТКО, - говорит Юрий Грошев, министр экологии и природных ресурсов области. - Новый закон даёт год переходного периода, но мы будем заставлять всех участников рынка его соблюдать. Кто-то сетует на тарифы, кто-то на логистику, а тем временем отходы, оказывается,закопаны в канавы! Это недопустимо. Вывозить мусор на обычную свалку за мизерные деньги, собирая при этом с людей по тарифам высокотехнологичного полигона - это не конкуренция, а беспредел. Кто будет отвечать за рекультивацию объекта накопленного экологического ущерба в Кстове, если отходы туда свозят отовсюду, в нарушение территориальной схемы?

Проблема обостряется потому, что недобросовестные участники рынка ради сиюминутной выгоды наносят вред землям, а приведение их в порядок потом станет нагрузкой для местных бюджетов. Средства там и так ограничены.

- Выход один - услуги каждого участника процесса должны оплачиваться отдельно, - уверен Андрей Лебедев. - Утилизация - как услуга коммунальная, находящаяся под контролем государства, а транспортировка отходов - это рынок, эту услугу можно поделить между большим количеством участников, и пусть выстраивают отношения между собой, без ущерба экологии и интересам людей.

Нужен госнадзор

Владислав Жуков, член Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам АПК и природопользования:

- Нижегородская область стала инноватором по утилизации отходов. Та же территориальная карта образования и вывоза отходов есть далеко не во всех субъектах Федерации. Сейчас на очереди - лицензирование как раз перевозчиков мусора. Да, говорят, что бизнесу нужно дать самому себя регулировать. Но в отношении мусороперевозок здесь результаты плачевные: за год отмены лицензирования на транспортировку мусора число несанкционированных свалок в России стало больше в тысячу раз! Государственный надзор здесь необходим.

Закон должен прижиться

Игорь Колесников, временно исполняющий обязанности руководителя департамента Росприроднадзора по ПФО:

- И у нашего департамента, и у министерства экологии региона позиции полностью созвучны федеральному законодательству. На первый взгляд, сделано в этом смысле пока немного, но фактически мы уже наводим порядок: выводим из обращения не соответствующие современным требованиям свалки. Проблема одна: как проследить движение отходов от момента их образования до утилизации? Но контроль - это вопрос подзаконных актов и нормативных документов, которые выходят вслед за основным законом. Трения при нововведениях неизбежны. Будем работать, чтобы их разрешить.

Смотрите также: