Как грамотно купить что-то в Сети?
«В 2016 году к нам поступило 288 жалоб от нижегородцев на дистанционную торговлю, - говорит Нина Цветкова, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. - По решению судов с продавцов взыскали 97 тыс. руб. Чаще всего нижегородцы жаловались на то, что продавцы не соблюдают сроки доставки товаров, большей частью - из московских интернет-магазинов. Есть закономерность: чем крупнее магазин, тем меньше на него жалоб, потому что для серьёзного бизнеса важна репутация. Больше всего нареканий от потребителей было в адрес интернет-магазинов, предлагающих брендовые часы и одежду по сниженным ценам. Много претензий и к физическим лицам, которые открывают магазины-однодневки, собирают деньги и исчезают».
По мнению Нины Цветковой, каждый потребитель должен знать, как защитить свои права при покупках в Сети, потому что спрос на услуги дистанционной торговли растёт стремительно. Так, в 2015 году объём дистанционной торговли вырос на 7%, в 2016-м - на 20%. По прогнозам специалистов, к 2025 году торговля через интернет будет составлять не менее 20% общего товарооборота.
«Этот сегмент торговли активно развивается, но потребители пока не очень хорошо знают правовое поле интернет-торговли, - считает Нина Цветкова. - Специалисты регионального управления Роспотребнадзора составили для нижегородцев специальную памятку с советами, как избежать проблем при дистанционных покупках».
Как не разочароваться?
1. Имя, адрес, статус
На сайте интернет-магазина должны быть указаны адрес, телефоны, электронная почта, наименование магазина или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя. Сверьте, совпадает ли информация на сайте с той, которую магазин «транслирует» по телефону или электронной почте. Идентифицируйте юридическое лицо или ИП по реестру налоговой службы. Можно проверить доменное имя магазина. Если вы оплатите покупку, отправив деньги на счёт не юридического, а физического лица, вернуть эти средства обратно будет крайне сложно!
2. Проверка слуха
Добросовестный бизнесмен обычно предоставляет на своём сайте площадку для форума покупателей. Там можно ознакомиться с отзывами тех, кто уже что-то купил. Если все отзывы положительные, скорее всего, негативные просто удаляет администратор. Поищите информацию о магазине на других ресурсах.
3. Цена, качество, доставка
Увидев на фото нужный вам товар, не спешите нажимать на слово «купить». Сначала прочитайте всё, что пишет продавец о цене, гарантийном сроке, месте изготовления, материале товара, о способах оплаты и сроках доставки заказа. Продавец ОБЯЗАН предоставить полную информацию о товаре. Слишком низкая цена нередко означает, что вам предлагают подделку или товар более низкого качества, чем обещано на сайте магазина.
4. Вскрыть и пересчитать
Получив заказ, проверьте целостность и комплектность товара. Если вы покупаете технику, нужна инструкция к ней на русском языке.
Внимательно прочитайте акт, который обычно курьер предлагает подписать заказчику. Чаще всего там есть пункт «Претензий к качеству не имею». Но если вам доставили технику, а проверить, как она работает, сразу нельзя, обязательно впишите в акт фразу: «Товар оценивался только по внешнему виду».
Кстати, по российскому законодательству любой товар (даже косметику и нижнее бельё, подчёркивает Нина Цветкова, если иное не оговаривается на сайте магазина!), приобретённый через Интернет, можно вернуть в течение семи дней с момента его передачи покупателю, получив в течение 10 дней после уведомления об отказе от покупки стоимость товара. Но деньги, заплаченные за доставку, в этом случае не возвращаются.
Смотрите также:
- Шпаргалка для покупателя. Как грамотно «качать права» в магазине? →
- Безопасно ли покупать косметику в интернете? →
- Хотите смартфон? Возьмите сыр →