Эксперты бьют тревогу: всё это уже сказалось на экологической обстановке. Так и до ЧП недалеко. Как бороться с нелегальными перевозчиками отходов, обсудили эксперты на круглом столе. Его организовали «АиФ-Нижний Новгород» и Нижегородский водоканал на ХIX Международном форуме «Великие реки».
Заложники наживы
Нелегальный вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) - выгодный бизнес для подрядчиков и головная боль для горожан. Жители посёлков Афонино, Зелёный Город стали заложниками нечистых на руку золотарей: ассенизаторы средь бела дня сливают зловонные жидкости в колодцы, в теплотрассу, а то и просто на землю или в водоёмы в безлюдных местах. Представьте, какой запах стоит и какая экологическая обстановка складывается в посёлках! К сожалению, таких мест в Нижнем немало.
Собрав с жителей частного сектора деньги, нерадивые ассенизаторы не волнуются о том, какой ущерб они наносят сетям и окружающей среде. И, похоже, легально работать не хотят.
По санитарным нормам жидкие коммунальные отходы нужно сдавать на сливные станции. Но подчас подрядчики не довозят нечистоты до очистных сооружений, а сбрасывают где придётся. За это предусмотрен штраф до 1000 руб. для граждан и от 150 тыс. руб. - для юрлиц. Но, как правило, перевозчик - или просто гражданин, который купил транспорт и решил нелегально подзаработать, или ИП без образования юрлица. Заплатив минимальный штраф, он продолжает работать и получать прибыль. А фирм, которых серьёзно наказали рублём, - единицы, продолжает Марина Будникова. И всех ассенизаторов-нелегалов не поймаешь. Между тем машины с нечистотами идут вереницей, жалуются жители того же Афонина.
Закрыли колодцы? Сольём в речку
- Число нелегальных подрядчиков растёт в угрожающей прогрессии. Проблема с утилизацией ЖБО угрожает экологии Нижнего Новгорода, - уверен Михаил Шмелёв.
В областном центре есть лишь одно место, где разрешён сброс жидких отходов, - Нижегородская станция аэрации. Там бесплатно принимают стоки из выгребных ям и отстойников и затем производят их очистку. Но многие подрядчики ленятся ехать на Гребной канал - куда проще загрязнить фекалиями ближайшие к частному сектору территории!
Нижегородский водоканал вместе с городским департаментом градостроительного развития и архитектуры разработал два варианта размещения сливных станций - в Шуваловской промзоне на Автозаводе и на ул. Бурнаковской в Московском районе.
Эксперты констатируют: нужна целая муниципальная программа строительства сливных станций.
По словам Павла Маркова, в ближайшее время разработают подробную дорожную карту размещения сливных станций. Но о сроках их появления говорить сложно: власти будут решать вопрос с финансированием, привлекая деньги инвесторов.
Пора обновить законы
- А если сливную станцию всё-таки удастся построить, устранив все нарушения, проект станет слишком дорогостоящим и не окупится. Как привлекать инвесторов? - рассуждает Андрей Рехалов. - Не совершенствуя законы, проблемы не решить. Ассоциация вместе с минЖКХ и ТЭК региона обратилась к депутатам Госдумы от Нижегородской области с просьбой разработать законодательную инициативу. Сбор и переработка ЖБО требуют такого же подхода на региональном уровне, как программа утилизации твёрдых бытовых отходов.
В тему
Кстати
- 18 тыс. домовладений с выгребными ямами существует в Нижнем Новгороде.
- Около 2 млн кубометров стоков в год с этих домов нуждаются в вывозе.
- 8 сливных станций требуются городу, чтобы принять и переработать эти объёмы.
- 500 м - необходимое расстояние размещения станции от жилья.
- 5 млн руб. - стоимость строительства одной сливной станции по волгоградскому проекту (с техническим подключением к инфраструктуре).
- 20 млн руб. в год прибыли приносит проект строительства сливных станций Волгоградскому водоканалу.
Смотрите также:
- Пить опасно для жизни. Как чкаловцы борются за чистую воду →
- Асхат Каюмов: Так дышать нельзя →
- Не пей сырой воды! →