Мы продолжаем публиковать воспоминания Вадима Воронкова, главного архитектора областного центра в 1966-1986 гг., заслуженного архитектора РСФСР, лауреата премии Совета Министров СССР, почётного члена Российской академии архитектуры и строительных наук.
«Это был прорыв!»
До 1932 года был Нижний Новгород, затем - Горький. В состав города включили Сормово с посёлками, Горьковский автозавод с его сложным хозяйством, Соцгород, массивы бараков, свободные территории и существующие посёлки.
Собственно исторический Нижний Новгород располагался в границах Советского района (с января 1971 года он стал называться Нижегородским) и частично - Канавинского. В конце пятидесятых годов областную партийную организацию возглавил энергичный человек - Михаил Тимофеевич Ефремов. Он обратил внимание, что в исторической части города строительство ведут на небольших площадках, надстраивают крепкие жилые дома, но старый Нижний в основном ветшает, и никто всерьёз его реконструкцией не занимается.
При прямом участии Ефремова разработали проект реконструкции территории в зоне ул. Суетинской и Добролюбова. Полностью преобразились три микрорайона. Это был прорыв! Только в застройке применяли одни типовые жилые дома. Была создана набережная Федоровского, связанная пешеходными мостами в единую прогулочную магистраль с крупными магазинами и другими объектами обслуживания населения.
Неузнаваемо изменилась панорама застройки исторического центра города. Но изменилась не так, как хотели бы архитекторы: вместо индивидуальных проектов они были вынуждены использовать, как правило, только примитивные типовые, которым в лучшем случае место на окраине города! Застройки жилого района в границах Суетинки и Добролюбова закончили в основном к 1967 году.
Срочно на реконструкцию
В конце 1960-х исторический район не располагал свободной от застройки территорией, пригодной для жилищного строительства. Как быть? На совещании у председателя горисполкома Александра Александровича Соколова решили проанализировать состояние всего жилого фонда района, чтобы определить последовательность реконструкции. Больше полугода шла эта работа - наконец, мы получили полную картину. Зелёным цветом на карте отметили жилые дома в удовлетворительном состоянии, жёлтым - старые, но ещё крепкие здания, а красным цветом - ветхие и аварийные строения. И район улицы Ковалихинской буквально «запылал»! Спрятанная в трубу под дорогой речка Кова сделала своё чёрное дело.
В дореволюционном архиве мы нашли многочисленные жалобы жителей на затопление в паводок или при сильном дожде домов и хозяйственных построек. Мы посетили эти дома. Пол проваливается, в подполье вода, перекрытия висят на подпорках. Единогласно решили начать реконструкцию застройки от ул. Ульянова до ул. Горького. «Горьковгражданпроект» получил заказ на проектирование двух жилых районов по 4-5 микрорайонов.
Как родились Верхние Печеры
Оставался нерешённым вопрос о свободной территории для крупного жилого района. По генплану города такой участок был определён по Казанскому шоссе. Но тогда это была земля Кстовского района, она находилась в сельхозпользовании у совхоза «Ждановский». Перевести её в другой вид пользования (строительство) и отодвинуть границу Кстовского района удалось только с помощью Николая Ивановича Масленникова, первого секретаря обкома, и Ивана Ивановича Чугунова, председателя Горьковского облисполкома.
Наконец, Совет Министров РСФСР такое решение принял. Проектирование жилого района на 80 тыс. жителей поручили Московскому Гипрогору, который раньше разработал генеральный план развития Горького до 1981 года. После него уже все восемь микрорайонов проектировал «Горьковгражданпроект». О проекте жилого района мы доложили на бюро обкома КПСС. Обсуждали подробно все детали.
- Проект жилого района с восемью микрорайонами мы одобряем единогласно. А как вы его назовёте? - спросил Николай Иванович.
- Вопрос логичный, но мы заранее об этом не подумали.
- Может, назвать его Верхние Печёры? - предложил первый секретарь обкома.
Я понял, что лучшего названия не придумать, и вместе с проектировщиками его «застолбили».
Застройку ул. Ковалихинской и Верхних Печёр вели только по типовым проектам. Малейшее отступление - и объект снимался Стройбанком с финансирования. Но когда мы решали вопрос с реконструкцией Ковалихи, учитывали, что дома будут располагаться на ложе оврага и по его пологим склонам, а значит, никакого неблагоприятного влияния на внешний облик города не окажут.
Ансамбль Верхних Печёр сложился как самодостаточный. Сейчас, на мой взгляд, это одно из лучших мест проживания. Отмечу ещё одну особенность застройки того времени: каждый 9-этажный жилой дом можно было строить только получив от Госстроя РСФСР письменное на то разрешение.
Смотрите также:
- Остановить взрыв. Как во времена СССР спасли уникальный храм →
- Игры с памятником. Как заставить реставрировать наследие? →
- Памятники заговорят →