Как заметить талант у ребенка?

   
   

В 2016 году 50 школьников из Нижегородской области стали победителями и призёрами всероссийских олимпиад по общеобразовательным предметам. Впервые их так много. На деле талантливых детей в регионе, конечно, гораздо больше, чем полсотни! Как заметить и воспитать в ребёнке талант?

Владимир Чикишев, художественный руководитель, режиссёр детского театра «Пиано», директор нижегородской школы-интерната для глухих детей:

- Точно знаю, что талант - что-то неуловимое, незримое, непонятное до конца. Но «поймать» его проявления можно: у каждого ребёнка есть потребность делиться. Делиться тем, что у него хорошо получается, с теми, кого он любит, - с мамой, с другом, с учителем.

В какой-то момент человек переходит от постижения жизни к её творению. И творит он не ради конфетки из волшебного мешка Деда Мороза, а ради того, чтобы подарить своё открытие любимым людям.

Нам, взрослым, надо быть внимательными к этой потребности детей делиться. Но нам же некогда! Особенно если ребёнок - не малыш, а уже школьник. И сам он в школе тоже становится очень взрослым, серьёзным. Из наших отношений незаметно куда-то уходит нежное, светлое доверие.

Мы забываем о доверии, но продолжаем казённо, штампованно рассуждать о таланте. Есть некая статистика по одарённым детям. Сколько их у нас официально? Очень малый процент! Победители олимпиад, музыкальных конкурсов…

   
   

А остальные что - без таланта, без дара? Конечно, нет. В каждом есть талант, только где он останавливается? Где появляются страхи, которые гасят его? Невольно мы по мировым тенденциям начинаем воспитывать идеального потребителя - и куда прячется детский талант?

Однако и в жёстком, серьёзном, чётко расчерченном мире нам хочется, чтобы дети смеялись и дарили нам свои открытия. Как? У каждого из нас в воображении живут абсолютно реальные Маленький принц, Алиса из детства… Когда-то они уже нас потрясли. Мы точно знаем, что прикасаться к их дару и к любому детскому дару надо нежно. А жизнь - танк…

Но даже в школе, где всё по полочкам, никто не мешает создать атмосферу, когда дети делятся с учителем своими открытиями, а учитель отвечает им тем же.

Как взрослым увидеть, расслышать детский талант? Думаю, этот вопрос стоял всегда. И лучики света всегда пробивались сквозь серьёзный назидательный тон.

Смотрите также: