Доедем - не доедем? Какой общественный транспорт обслуживает жителей регион

До сих пор на улицах райцентров можно встретить старенькие советские автобусы. © / АиФ

И если в областном центре есть альтернатива - маршрутов-то много, то как быть в районах области? Социальные автобусы там для многих - единственный вариант добраться до места назначения. Особенно при постоянном сокращении электричек…

   
   

За что платим?

Официальные данные неутешительны. Как сообщили «АиФ-НН» в минтрансе региона, муниципальный автопарк в Нижегородской области изношен больше чем на 80%. Добавьте к этому проблемы с невыплатой зарплаты то на одном, то на другом автотранспортном предприятии. Не окажутся ли жители региона, и областного центра в том числе, в ситуации, когда доехать на работу или до больницы им будет просто не на чем?

«Обычно добираюсь на работу на машине, а тут решила сесть в автобус. Подъехал к остановке старенький ЛиАЗ, пыхтя и выпуская чёрный дым. Буквально через сотни метров сломался, - рассказывает нижегородка Нина Афанасьева. - Водитель жаловался, что не в первый раз».

«Проезд всё дороже, а ездить приходится на большущих неповоротливых автобусах, где летом ужасно душно, а зимой невозможно холодно. Да и маршрутки, которые мне по пути, - с зашитыми сиденьями, катят из последних сил, - сетует нижегородка Людмила Родионова. - И почему я должна одинаково платить за проезд в новом автобусе с кондиционером и в старом ЛиАЗе, который ещё и не дождёшься?»

Конечно, нельзя утверждать, что власти проблем никак не решают. В Нижнем Новгороде появляются новенькие автобусы-«гармошки», удобные, с кондиционером, со светящимся табло. Ими управляют водители в униформе. Но это лишь малая часть автопарка города. Львиная же доля автобусов, по данным городских чиновников, уже исчерпали амортизационный срок. И водители сетуют, что их «ласточки» больше в автопарке сломанные стоят, чем колесят по улицам города.

С советских времён

Ещё сложнее ситуация в районах области. Когда в конце апреля этого года в Воротынском районе вышли на забастовку водители общественного транспорта, они возмущённо говорили не только о невыплате зарплат, но и о том, на чём приходится работать.

«Грубо говоря, у предприятия нет денег сделать заплатку на лопнувшем колесе», - сетует водитель.

   
   

По данным минтранса региона, в Воротынском районе основной подвижной состав - 1999-2003 гг. выпуска.

«У нас в Городце, конечно, автобусы не старые, но их так мало, что на остановке приходится по полчаса стоять», - рассказал студент Дмитрий Рыжов.

Объезжая районы области с «Народной приёмной «АиФ-НН», мы видим, на чём приходится ездить местным жителям. Например, в Арзамасе курсируют старенькие автобусы, которые живы ещё с советских времён. Транспорт, навевающий воспоминания детства.

Покупка новых автобусов муниципальным пассажирским предприятиям не по карману, констатируют чиновники. Например, в том же Арзамасе пытались решить проблему, приобретая бывший в употреблении транспорт, который прежде колесил по дорогам Москвы и Московской области. В Городце тоже ездят автобусы б/у - из Нижнего.

«Без автобусов нельзя!»

И чиновники, и транспортники сетуют на убыточный муниципальный транспорт. Пассажиров в районах всё меньше, люди вынуждены покупать автомобили, ездить на попутках, просить соседей и друзей. От этого муниципальный транспорт только теряет. А компенсаций из областного бюджета за льготников не хватает - социальные проездные приобретают всё меньше жителей отдалённых районов.

И вот снова и снова мы читаем сообщения о бастующих водителях, не вышедших в рейс из-за невыплат зарплаты. И без того маленькую оплату труда (7000-8000 руб.) и ту задерживают на несколько месяцев.

«Мы всё понимаем, работать за бесплатно никто не будет, но не можем же мы совсем без автобусов жить! Людям нужно ездить в больницы, которые расположены либо в райцентре, либо вообще в другом районе. Общественным транспортом пользуются врачи, учителя, работники бюджетной сферы, которые не могут себе позволить покупку личного авто, - рассуждает Ирина Геннадьевна, жительница Починковского района, где в декабре 2013 года также бастовали водители муниципального транспорта. - Частные перевозчики курсируют на междугородних рейсах, а нам, чтобы доехать из посёлка в посёлок, остаётся социальный транспорт».

Сегодня «горячая точка» - Большое Болдино, где, по данным областной прокуратуры, местное предприятие задолжало 42 работникам почти полмиллиона рублей. Кстати, это далеко не первый случай задержки выплат в этой организации.

Жизнь после амортизации

За обновление автобусного парка отвечают местные власти. Областные же в ответе за закупку автобусов на газомоторном топливе. Сегодня в регионе на регулярных маршрутах работают около 4200 автобусов. Из них 1088 используют газомоторное топливо.

В 2014 году из федерального бюджета в областную казну поступило более 360 млн руб. на субсидирование закупки транспортных средств. Из областного бюджета на эти цели выделили более 100 млн руб. Эти деньги направили на покупку автобусов для областного центра.

В этом году наш регион получит ещё 100 млн руб. из федерального бюджета на субсидирование закупки 76 автобусов и 6 единиц техники ЖКХ для 15 муниципальных районов (для сравнения: Казань получит более 500 млн руб.). А до 2020 года планируют купить более 700 машин.

«На балансе муниципального предприятия «Нижегородпассажиравтотранс» числится 686 автобусов, из них 653 эксплуатируют более 8 лет. Машины могут использовать и по истечении амортизационного срока, если их техническое состояние отвечает нормативным требованиям», - объясняют в департаменте транспорта Нижнего Новгорода.

Смотрите также: