Кто будет учиться в «Новой школе»?

   
   

В России бурно идёт реформа образования. Метаморфозы претерпевают и школы, и вузы. ЕГЭ, двухуровневая система высшего образования... И это не предел.

ПРЕЗИДЕНТ  РФ Дмитрий Медведев вышел с инициативой разработки национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Концепция уже подготовлена и теперь активно обсуждается в регионах.

Успеть за новым временем

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ собрании прошли парламентские слушания по новой стратегии, в которых приняли участие не только нижегородские законодатели и представители правительства области, но и педагоги из Нижнего Новгорода и районов области. К слову, мероприятие проходило в режиме видеоконференции, которая связала законодательные органы всех субъектов РФ и Государственную думу. Поэтому участники смогли не только обсудить проблемы на областном уровне, но и напрямую узнать, что происходит в столице.

- Новый формат актуален и востребован, - считает заместитель председателя Законодательного собрания Ольга Сысоева. - Представителям регионов далеко не всегда удаётся собраться вместе для обсуждения насущных вопросов – страна у нас большая. Видеоконференция даёт возможность обменяться мнениями фактически в режиме on-line. Это соответствует реалиям нашего стремительного времени, за которым должны успевать и ученики, и педагоги.

Вклад в человека

   
   

В стратегии «Наша новая школа» пять основных направлений: здоровье школьников, новые образовательные стандарты, поддержка одарённых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура.

- Программа предусматривает переход на качественно новый вид обучения, - говорит заместитель министра образования Нижегородской области Елена Родионова. – Век информационных технологий диктует необходимость подготовки специалистов нового формата, которые смогут быстро реагировать на происходящие изменения и  совершенствоваться.

По мнению вице-спикера регионального парламента Ольги Сысоевой, акцент нужно сделать на развитие человеческого потенциала, на получение новых знаний, повышение квалификации.  Если мы хотим, чтобы страна вышла на передовые позиции, нужно инвестировать средства в систему образования.

Технология самоопределения

В нашей области новую концепцию широко обсуждали ведущие эксперты, представители госструктур и общественных организаций. Обратили внимание на то, что в документе не уделяется внимание детям с ограниченными физическими возможностями, не включён вопрос школьного воспитания, которое предполагает развитие дополнительного образования, общественного движения, ученического самоуправления. Необходимо включить в базовую учебную программу предмет «технология» - не подобие дисциплины «труд», а уроки, которые помогут детям определиться с выбором дальнейшей профессии. Кроме того, предложено уделить внимание здоровью не только учеников, но и педагогов.

Одной из ключевых рекомендаций от Нижегородской области стало включение в программу мер по развитию сельских и малокомплектных школ. Как отметил председатель Законодательного собрания Виктор Лунин, сельские школы являются интеллектуально-культурными центрами сёл. На их базе необходимо создавать центры досуга, спорта и творчества, обеспечив их необходимым финансированием. Школа – это базовый элемент развития человека как личности. Часто сельские учебные заведения бывают малокомплектными, зато в них есть хороший педагогический состав и они неплохо оборудованы. Нужно задуматься о правильной реструктуризации сельских школ. Общеизвестно: при закрытии школы село умирает.

МНЕНИЕ
● Председатель комитета по экономике и промышленности Николай Пугин:
- В НЕПРОСТОЙ экономической ситуации занятость выпускников требует серьёзного изучения и вмешательства. Я как руководитель могу сказать, что грамотных кадров не хватало всегда. Для решения этих проблем нужно налаживать совместную работу вузов и предприятий. Должна быть  система госзаказа на специалистов. При этом можно более эффективно подготовить профессионалов для экономики, промышленности, социальной сферы, даже для госсектора. Мнение о том, что рынок сам всё отрегулирует, наивно. Государство должно планировать своё развитие и чётко понимать, сколько специалистов и для какой сферы будет нужно, к примеру, через пять лет. Такое планирование должно стать основой взаимоотношений с вузами.
Заместитель председателя комитета по экологии и природопользованию Алевтина Александрова:
- ПОЛОЖЕНИЕ дел в сфере подготовки квалифицированных специалистов во многом не отвечает требованиям времени. Реформа высшей школы необходима для повышения качества образования. За последние 15 лет число вузов увеличилось вдвое, что не могло не отразиться на уровне их работы. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко неоднократно заявлял о закрытии неэффективных учебных заведений. В стране должно остаться не более 50 университетов, дающих фундаментальное образование, и около 150 – 200 институтов. Нужны единые критерии оценки для определения эффективности работы вузов. Но решения в этой сфере должны быть взвешенными и ответственными.
Депутат Законодательного собрания Валерий Анисимов:
- МЕНЯ очень волнуют вопросы работы молодых специалистов на селе. Сейчас многое делается для привлечения выпускников вузов в сельскую местность. Принята региональная целевая программа. Но проводимый нами мониторинг показывает: далеко не все специалисты приходят туда, где их ждут. Поэтому нужно усилить взаимодействие сельхозпредприятий и вузов. В качестве примера могу привести Выксунский район, в ряде хозяйств которого практикуется работа с профильными учебными заведениями. Своих сотрудников предприятия выбирают уже на II - III курсах. Студенты проходят практику на местах, знакомятся с условиями и спецификой работы. Составляется соглашение, по условиям которого выпускник будет направлен на работу. Возможны и меры материального стимулирования со стороны предприятий. В этой сфере большие резервы для совершенствования.

Смотрите также: