Мой сын из тех, кого принято называть «веретено», совершенно не может усидеть на месте. Попрошу его порисовать - минут десять рисует, не переставая при этом болтать ногами под столом и вертеться на стуле. Затем вскакивает, подбегает к окну: там птичка прилетела красивая и вообще много интересного. Но не настолько много, чтоб удержать внимание моего сына более двух минут. И вот он уже с пустой пластиковой бутылкой в руках гоняется за домашним котом. Ещё через пять минут прокрадывается на кухню, чтоб стащить у бабушки свежеиспечённый блин, не дожидаясь, когда позовут обедать.
Осенью мальчик пойдёт в школу. Слабо представляю, как он с его подвижностью и неусидчивостью сможет выдержать целый урок. Ребёнок очень смышлёный, будет обидно, если из-за дисциплины окажется в «двоечниках». Что делать?
Наталья Н., Нижний Новгород
Отвечает врач-психотерапевт Борис Калабанов
- Действительно, с неусидчивыми детьми приходится нелегко. Но таковы их характерологические особенности, которые надо учитывать при воспитании.
Не требуйте от своего ребёнка невозможного: он не в состоянии долго удерживать внимание и спокойно сидеть на одном месте. Но и для него можно подобрать такие виды деятельности, где бы он мог проявить свою творческую активность. Пусть это будет много различных дел: покормить кота, нарисовать дерево, вымыть тарелку, полить цветок, сделать подряд двадцать приседаний и т.д. Каждое из дел много времени не займёт и не станет для активного ребёнка непосильным.
Самое главное, чтоб все занятия оканчивались неким положительным результатом, ни в коем случае нельзя оставлять недоработки на потом. Лучше раздробить большую задачу на маленькие, и пусть ребёнок выполняет её по частям, постепенно. Но на каждом промежуточном этапе он должен почувствовать удовлетворение от собственной качественно выполненной творческой работы. За достигнутые результаты ребёнка необходимо хвалить: его труд, развитие, преодоление нуждаются в вашем одобрении. И всякое повышение ваших требований также начинайте с похвалы. Особо нуждаются в одобрении дети с комплексом неполноценности.
Но не переусердствуйте: не хвалите за то, что не несёт в себе элементов развития. Не следует говорить ребёнку, что он самый красивый, самый умный или умиляться по поводу того, что он хорошо покушал. Неусидчивого ребёнка хвалите даже за мелочи в те моменты, когда ему удалось направить свою избыточную энергию в мирное русло и успешно сделать что-либо. Пусть малыш почувствует, что вы с ним на равных, что вы уважаете его как личность – это самая большая награда для ребёнка.
Если же вам кажется, что вы делаете все наилучшим образом, а результатов нет, обратитесь за консультацией к профессиональному психологу или психотерапевту.
Смотрите также:
- «Не бойтесь просить прощения». Иерей Дионисий Чибиряев о воспитании детей →
- Как найти общий язык с ребенком? →
- Откуда берутся «трудные» дети? →