УФАС работает на дальних подступах

   
   

В КОНКУРЕНТНОЙ борьбе хозяйствующие субъекты совершают как ошибки, так и преднамеренные нарушения.

- Михаил Леонидович, какова сегодня ситуация с ценами в Нижегородской области?

- Мониторинг показывает, что цены на продукты питания стоят. Но интересно, если у производителей и поставщиков цены на один и тот же товар, в частности хлеб, примерно одинаковые, то у розничных продавцов разбег может быть до 25%. Формально у нас нет доминирующих продавцов, поэтому нельзя сказать, что кто-то злоупотребляет своим положением на рынке. Но получать сверхприбыль и ввергать в соблазн других продавцов не надо, поскольку на рынке может возникнуть цепная реакция. Поэтому мы очень внимательно следим за ситуацией и поднимем этот вопрос на межведомственной комиссии по противодействию преступлениям в экономической сфере при прокуратуре области.

Предмет постоянного жёсткого контроля с нашей стороны - цены на бензин. У крупных продавцов - плановая экономика, существует некая средневзвешенная годовая маржа, которую они в течение года должны заработать. Поэтому если в прошлом году они торговали с минимальной маржой, то сейчас стараются компенсировать недополученную прибыль. Однако если это и объясняет, то не оправдывает сегодняшний разрыв между оптовыми и розничными ценами на бензин. Поэтому в декабре - январе мы  провели проверку ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро", "ЛУКОЙЛ-нефтеоргсинтез" и "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", по результатам которой будем принимать адекватные меры. Настораживает тот факт, что другие продавцы, не доминирующие на рынке и не обременённые подобными инвестиционными программами и социальной ответственностью, под шумок тянутся за ценами "ЛУКОЙЛа" и пытаются урвать своё. Этот вопрос мы также намерены поднять на комиссии при прокуратуре.

- Во время кризиса работы у вас прибавится или убавится?

- Мне кажется, что прибавится. Государство становится более значимым игроком на рынке, а у бизнеса появляется больше мотивов для получения государственного заказа. Обострение конкуренции на этом поле может привести и к росту количества нарушений действующего законодательства.

   
   

Поскольку сейчас развернётся более жёсткая борьба за кошельки покупателей в сфере торговли и услуг, вероятно, будет больше нарушений и на рынке рекламы. Не исключено обострение и на рынке тарифообразования.

Ещё один источник возможных конфликтов - госпомощь и поддержка хозсубъектов органами государственной власти и местного самоуправления.

- Оптимальны ли критерии отбора предприятий для оказания бюджетной помощи?

- Практика применения положений федерального закона № 135, касающихся предоставления госпомощи, ещё только формируется, этот инструмент надо уметь применять, и областные власти активно его осваивают. Существенно, что  хозсубъекты, прося о поддержке, должны быть готовы к необходимости раскрытия информации, как этого требует закон.

- Были ли в Нижегородской области случаи сговора хозяйствующих субъектов?

- Тема картелей достаточно нова для нашей экономики. В области в прошлом году имела место ситуация с ценами на хлеб, когда они в одночасье поднялись на 20 - 50%. По формальным признакам ни один из продавцов хлебо-продукции  не доминирует на рынке. Но то, как это происходило, содержало в себе определённые признаки сговора. В тот момент мы не смогли собрать необходимые доказательства, однако за год наши возможности по противодействию ценовому сговору увеличились.

- Количество обращений в УФАС растёт или сокращается?

- Жалобы - это первые звонки о неблагополучии на рынке. Из них мы узнаём о грядущих проблемах и можем на дальних подступах отслеживать и гасить какие-то негативные процессы и явления. Их становится больше, и это радует по нескольким причинам. Во-первых, по нашему мнению, обращения к нам говорят о том, что законодательство о защите конкуренции работает. Во-вторых, по вопросам ограничения конкуренции, ущемления экономических интересов люди обращаются в первую очередь к нам, а не в центральный аппарат, прокуратуру или милицию. Это значит, что областной антимонопольный орган состоялся и является действенным  регулятором и контролёром на подведомственных ему рынках.

Смотрите также: