Осень на сцене - время открытия новых сезонов. Театр танца “Солнечный бестселлер” хотя и не профессиональный, но от традиции не отстаёт.
ЭТОТ сезон коллектив откроет на сцене нижегородского Дома офицеров 22 ноября. “Бестселлер” представит зрителям балет-сказку “Принцесса Аврора” в двух актах. Впервые спектакль показали 17 мая этого года. Зрители остались в восторге, по их просьбам “Аврору” решили повторить.
Создатель этого уникального для нашего города спектакля - руководитель театра танца “Солнечный бестселлер”, лауреат Всероссийского конкурса “Российский Олимп”, педагог высшей категории Елена Хиценко.
Новая ступень
- ЕЛЕНА, я знаю, что в Нижнем Новгороде непрофессиональный детский театр танца впервые ставит спектакль крупной формы. Ранее коллектив был известен концертными программами с попурри из танцевальных номеров различной тематики. Почему вы отказались от привычной формы?
- Так не люблю об этом говорить, потому что это из серии “скучно мне жить стало, вот я и устроила всем праздник”... Если серьёзно, у меня давно уже зрело желание создать цельное произведение. Очень хотелось попробовать, но что именно ставить - не знала. И тут мне дали посмотреть фильм-сказку Нильса Тавернье, и это стало буквально посланием свыше...
Признаюсь, я не ожидала, что получится целых два акта. Обычно даже мои коллеги, которые работают с профессионалами, делают одноактные балеты. А мы как-то “растанцевались” (улыбается)... Ребята познакомились с понятием “балет”. Надо сказать, это была совершенно особенная работа, которая в итоге привела к неожиданному выводу - концерты мы теперь делать не хотим, для нас это пройденный этап. Будем стремиться к балетной форме работы. Она безумно сложная, но настолько же интересная.
- А почему именно балет-сказка?
- Во-первых, из-за того, что для нас это первый опыт постановки цельного произведения. Сказка удобна тем, что не нужно ничего объяснять. Во-вторых, это жанр, одинаково понятный всем. Детям интересно и близко, а взрослые - особенно в наше непростое время - рады окунуться в сказку хоть на мгновение.
Я помню, с какими умилёнными, светлыми лицами люди выходили из зала после премьеры. Видно было, что им не просто понравилось, они действительно поучаствовали в происходившем на сцене. Мне кажется, взрослые соскучились по такой особенной красоте - детской, невинной, в чём-то наивной…
Любовь побеждает преграды! (Аврора – Наталья Ефремова, Бенжамен – Николай Атаманюк)
Из зрителей в волшебников
- НАСКОЛЬКО я помню, на премьере один из наиболее неожиданных и подаривших ощущение причастности к сказке моментов - когда весь зал по подсказке танцоров зажёг полученные при входе фонарики. Эффект был потрясающий. Как появилась такая замечательная задумка?
- Эта “фишка” родилась в последние часы перед спектаклем. Пока ставили балет, я постоянно думала, что раз у нас сказка, значит, обязательно нужно волшебство. Однако все чудеса, которые может обеспечить современная сценография, требуют наличия определённых технических средств. Мы, к сожалению, таковыми не обладаем, поэтому даже наши взлетающие в потолок бокалы, из которых пили Король с Королевой, казались уже чем-то особенным.
Но одного “чуда” было мало, хотелось ещё чего-то волшебного. И вдруг я поняла, что нужно задействовать весь зал, чтобы зрители участвовали в создании чуда вместе с нами.
В целях противопожарной безопасности отказались от бенгальских огней и зажигалок и кинулись искать фонарики. Долго не могли найти подходящие, нас спасла мама Юли Минаковой (Юля исполняет партию Королевы. - Авт.). Благодаря ей купили, наверное, штук двести. И вот эти маленькие фонарики сыграли такую роль! Я, конечно, рассчитывала, что будет красиво, но не думала, что это приведёт в такой восторг как зрителей, так и танцоров - все артисты бросились выглядывать из-за кулис, пользуясь тем, что на сцене затемнение… Зрители же буквально волшебниками себя почувствовали.
- А что обычно происходит во время балета за кулисами? Исключая моменты, когда все, пользуясь затемнением, любуются волшебством в зале?
- Закулисная жизнь всегда всем интересна, и не хочется, конечно, тайны раскрывать... Могу сказать, что наше закулисное пространство очень маленькое и, соответственно, сложное. Однако мы прошли хорошую школу за время наших концертных программ, когда было по шестьдесят, девяносто костюмов в одной гримёрной, а на переодевание - буквально один номер. Поэтому во время балета всё было достаточно организованно, спокойно. Каждый знал своё место, даже малыши, которым всегда всё интересно и которые могут забыть, что идёт концерт или спектакль - настолько им хочется быть в центре событий. В этот раз они держались как большие.
У малышей есть, чему поучиться
- ДЕТИ, которые участвовали в балете: и маленький принц, брат Авроры, и девочки-цыганочки, и танцующие цветы были очаровательны. Много потребовалось сил и времени, чтобы научить их держаться на должном уровне?
- Да, работа с маленькими артистами - сложный момент. Малыши есть малыши, от них всегда можно ожидать новостей типа “у меня живот болит” или “я устала”. Однако они уже не впервые на сцене. Из своих семи-восьми лет жизни не первый год танцуют.
Пока ставили спектакль, им всё время говорили: “Вы часть большого коллектива и должны соответствовать. Кроме того, вы артисты, вы несёте зрителям красоту, несёте своё пусть маленькое, но уже искусство”. Постоянное повторение дало результаты, при всех “корявостях” с точки зрения хореографии - недотянутые носки, колени и так далее - малыши были очень выразительными, очень старались быть артистами, и мне кажется, им всё прекрасно удалось.
Кстати, кое в чём малыши ещё на этапе постановки старших танцоров “обставили”. Если взрослым ребятам мне приходилось объяснять, где какие эмоции нужно передать зрителю, то маленькие моментально вжились в свои роли, поверили в сказку и на Наташу Ефремову (исполнительница роли Авроры. - Авт.) смотрели только как на принцессу. Им, конечно, легче в этом плане, чем большим - у тех свои взрослые проблемы, а значит, гораздо сложнее отбросить лишние мысли и окунуться в сказку. Так что в некоторых моментах мы у малышей даже учились.
СПРАВКА «АиФ-НН»
Либретто:
В одном королевстве было запрещено танцевать. Только прелестная юная принцесса Аврора частенько нарушала запрет. Но жизнь в королевстве текла мирно, пока жадный Советник не пожелал заполучить трон. Он расхищает казну и обманывает Короля с Королевой, заявляя, что спастись от разорения можно либо объявив войну соседнему государству, либо отдав Аврору в жёны богатому принцу.
Для того чтобы разослать портреты возможным женихам, к принцессе приглашают художника. Бенжамен - молодой, романтичный, красивый и талантливый юноша. Они с принцессой влюбляются друг в друга. Но Советник, понимая, что их чувство может разрушить его план, бросает художника в темницу.
Аврора с помощью волшебного амулета освобождает Бенжамена из тюрьмы. Советник пытается снова помешать влюблённым, но в жестокой схватке художник одерживает победу. Любовь побеждает, а в королевстве даже вновь начинают танцевать.
Смотрите также:
- Попасть на «МКАД»: 27 октября на сцене ТЮЗа состоялась необычная постановка →
- Евгений Гришковец: «Актёрам не стоит давать диплом о высшем образовании» →
- Свежая и дерзкая "Обе Две" →