Воспитывать гениев научились японцы. У известного педагога доктора Судзуки
4-летние дети виртуозно играют на скрипке. В Нижний эту методику привезла учитель музыки, психолог Елена Самочернова.
Поставить в угол или разрешить?
Многие современные учёные считают, что клетки головного мозга к трём годам сформировались на 70 - 80%. Из этого утверждения и исходят японцы, считающие, что родители должны направить свои усилия на раннее развитие творческих способностей у детей. Они уверены, что практически каждый ребёнок может стать талантливым.
- И в советские времена, и сейчас детей часто заставляют чем-то заниматься, - считает Елена Самочернова. - Меня лично приучали к музыке палочным способом: привязывали к стулу, закрывали в комнате, чтобы я выучила “от сих до сих”, ставили в угол. В музыкальную школу и в кружки родители привыкли ребёнка водить. Доктор Судзуки учит от обратного. Главный принцип: “Не заставляй”.
Когда ребёнка привозят в его школу, он погружается в атмосферу красоты, искусства, его не заставляют заниматься - он может бегать, играть, в то время как другие ученики уже что-то делают. Ребёнок знакомится с обстановкой, людьми, общается. Видит, что другие дети занимаются чем-то интересным. Через какое-то время он сам просит, чтобы педагог и его научил.
Фанат Бетховена в три года
В Японии вообще считают, что ребёнок сам выберет, что ему интересно и нужно. Пусть это будут и взрослые вещи. Мамы не пичкают малюток целыми сутками детскими песенками и мультиками. Они ходят вместе с ними в музеи, на концерты, много им читают.
Очень наглядный пример представлен в книге основателя компании “Sony” Масару Ибуки “После трёх уже поздно”:
“На одном из предприятий “Sony” был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Хиты, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, и на самом последнем месте оказались детские песенки. Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии”.
Безграничная страна
У нас часто принимают в музыкальную или художественную школу только при том условии, что ребёнок соответствует каким-то критериям. Нет у ребёнка слуха или не умеет петь, или не умеет толком рисовать - не берут.
- А ведь многие из этих критериев могут быть просто не выявлены, - уверена Елена Самочернова, - многие способности и умения развиваются. При правильном подходе, конечно. В Японии, к примеру, развивают слух с помощью цвета (техника Скрябина). Педагоги в Стране восходящего солнца в воспитании идут от того, что надо развивать в детях способности. Именно поэтому в школе доктора Судзуки маленькие дети очень быстро учат иностранный язык (родителям требуется на это гораздо больше времени).
Да и рисованием они занимаются по-другому. В год-два ребёнку дают карандаши, краски и не маленький клочок бумаги, который может ограничить полёт его фантазии, а либо очень большой лист, либо разрешают рисовать, где он хочет.
- Ребёнка нужно направлять, помогать создавать правильные образы, а не ограничивать, - резюмирует педагог. - Ведь возможности маленького человечка - это безграничная страна. А вот как они раскроются, зависит от родителей. Благодаря японским методикам вырастет человек талантливый, уверенный в своих силах, дружелюбный, доверяющий другим людям. Он сможет добиться многого.
Смотрите также:
- «Живем в гаджетах». Алексей Кортнев о «группах смерти» и воспитании детей →
- Большой ребенок. Почему наши дети не готовы быть взрослыми? →
- Диана Арбенина: «Государство не защищает детей и стариков» →