На Горьковской магистрали организовано взаимодействие с Нижегородским региональным центром наноиндустрии (НРЦН) для решения проблем железнодорожного транспорта, сообщает пресс-служба ГЖД. НРЦН провел презентацию своих разработок в ОАО «РЖД» с целью отбора идей, приемлемых для железнодорожного транспорта.
Горьковская железная дорога станет полигоном для реализации одобренных со стороны ОАО «РЖД» предложений центра. На Дороге создана рабочая группа по взаимодействию с НРЦН и определен перечень структурных подразделений Дороги для реализации возможных пилотных проектов.
Среди предложений НРЦН можно отметить нанесение нанокомпозитных покрытий, обеспечивающих упрочнение и антикоррозийную стойкость, РВС-технологии, применение ПАВ-датчиков, маркировка изделий пассивными метками, виброзащита машин с применением гидроопор – инерционных трансформаторов.
Одной из интересных разработок, которые предлагает железнодорожникам Нижегородский региональный центр наноиндустрии, является керамический наноцемент, или фосфатная керамика. Это порошкообразная смесь фосфата и оксида металла, при соединении с водой образующая пастообразный цементный раствор. Такой материал обладает высокой прочностью и огнестойкостью, высоким сопротивлением химическому разложению и замерзанию. В отличие от традиционного бетона он отвердевает даже под водой. По своим свойствам фосфатная керамика превосходит привычный цемент. Наноцемент может использоваться в производстве высокопрочных шпал для скоростных железных дорог, железобетонных конструкций мостов и линий электропередач, тоннелей и подпорных стенок.
Нанотехнологии могут повысить прочность и уже используемых шпал. Для этого в них вводится водный раствор флюатов, молекулы которых, проникая в бетон, превращаются в наночастицы новых веществ и плотно закупоривают поры бетона.
Еще одна разработка ученых, которая может найти применение в железнодорожной отрасли, – гель для ликвидации карстовых пустот под полотном железной дороги. Частицы полимерного нанопорошка, введенные в карстовую полость, набухают под действием воды и превращаются в гель, который плотно прилегает к стенкам, прекращая развитие полости. Заполнение карстовых пустот, по мнению специалистов, проще, эффективнее и дешевле применяемых сегодня технологий.
Практическое использование таких разработок может дать значительный эффект в области увеличения ресурса техники, энергосбережения, повышения прочностных характеристик применяемых материалов, а также в социальной сфере.
Смотрите также:
- Машинистов ГЖД будут обучать с помощью анимационных роликов и обучающих программ →
- Из нижегородского аэропорта проложат новые маршруты →
- Экология, ремонт и прогнозирование →