Восток под Берёзовкой

   
   

Власть имущим пришлось признать: причиной возникающих на этой почве конфликтов является не всегда корректное поведение представителей пришлых народностей. Там, где выходцы из братских народов Кавказа и Азии ведут себя адекватно, ничто не омрачает мирной жизни ни их, ни коренных жителей. Яркий пример тому - старинное русское село Берёзовка, расположенное под Арзамасом.

«Здесь наша Родина»

ПОЧТИ граничащий с городом микрорайон Берёзовки Лесной местные жители с иронией называют “бедным посёлком”. Среди коттеджей с глухими заборами одна из здешних улиц выделяется тем, что в домах на ней никогда не закрываются ворота. Создаётся впечатление, что оказался в квартале восточного селения: на улице играет разновозрастная детвора, почтенно прохаживаются старики, робко прячут глаза загруженные хозяйственными делами женщины. Из дворов доносится многоголосое блеяние и мычание. Здесь, в российской глубинке, вот уже более десяти лет живут курды - роды Арабянов и Шиваянов. Большая, по-восточному дружная семья, насчитывает около 200 человек - весьма весомый процент из 2000 жителей всего Берёзовского поселения, куда помимо центрального села входят ещё несколько близлежащих деревень.

В Берёзовку Арабяны и Шиваяны переехали в 1993 - 1994 годах из Грузии. В ту пору бывшую советскую республику захлестнула волна национализма. Постепенно в “бедном посёлке” беженцы, получившие российское гражданство, выкупили целую улицу.

- У нашего народа нет своей страны, своей Родины, - говорит 21-летний Славик Арабян. - Родина - там, где мы живём. Здесь! Здесь наша Родина!

На выборы - всей общиной

   
   

- У НАС межнациональных проблем не существует, - говорит глава Берёзовской сельской администрации Александр Шарбанов.

Правда, вначале местные жители относились к новым односельчанам с настороженностью. Но со временем все опасения развеялись. За годы проживания бок о бок в Берёзовке не было ни одного конфликта. К курдам здесь сегодня отношение более спокойное, чем, например, к цыганам, которых правоохранительные органы то и дело привлекают к ответственности за торговлю наркотиками.

Курды выращивают на продажу скотину, занимаются строительством и традиционным для Востока ремеслом - торговлей. Арабянам в Арзамасе и Арзамасском районе принадлежит несколько кафе, оптовые склады. Но они не гнушаются любой другой работой. Славика Арабяна, отец которого - один из владельцев кафе “Гелиос” в Берёзовке, мы застали на центральной площади посёлка с лопатой в руках - он разбрасывал щебёнку.

К власти, по словам Александра Шарбанова, у курдов отношение почтительное. Не случайно на последних выборах представитель диаспоры Асан Арабян стал одним из 14 депутатов Берёзовского сельсовета. Местные - традиционно - на выборы не пришли. А курды на избирательном участке проявили весьма высокую активность.

Мальчики учатся, девочки рожают

Возможно, корни такого отношения к власти кроются в воспитании, основанном на почитании старшего. Возможно, в понимании реалий нашего времени. Но так или иначе местные курды, укрепившись, нынче активно стремятся занять своё место под солнцем. Молодёжь осознала необходимость образования. Если Славик Арабян закончил лишь 8 классов, то новое поколение курдов тянется к знаниям. Первой ласточкой стал Дима (Джамшер) Арабян, в прошлом году закончивший 11 классов и поступивший в Высшую школу милиции в Нижнем Новгороде. На него теперь равняются многие из диаспоры. Хотя вначале в школе из-за языкового барьера пришлось сформировать даже несколько классов выравнивания, почти полностью состоящих из курдов. Сегодня ситуация изменилась. Восьмиклассник Борис (Анзор) Шиваян - круглый отличник и по праву гордость школы.

- Дети как дети, - считает директор Берёзовской средней школы Василий Ручкин. - Кто-то учится слабее, кто- то сильнее. Но мальчики стараются закончить 11 классов. К учителям относятся с уважением. Участвуют во всех школьных мероприятиях. Даже полы в классах моют. Хотя мальчишкам, по их обычаям, не положено.

Девочкам сложнее. Одарённые младшие сёстры Бориса Шиваяна вряд ли закончат школу и тем более не могут мечтать о дальнейшем образовании. В 12 лет девочки, как правило, уже просватаны. В 14 - 16 выходят замуж и рожают. Из-за того, что ученицы перестают посещать уроки, у администрации школы немало проблем. Уговоры, увещевания о всеобщем образовании не действуют. Приходится созывать выездные заседания комиссии по делам несовершеннолетних и отчислять замужних школьниц.

Берёзовские курды свято хранят свои обычаи и традиции. И, кстати, считают себя не курдами, а езидами.

- Курды - ближе к туркам-мусульманам, мы, езиды, - солнцепоклонники-язычники,- рассуждают они.

Кстати

Курды (самоназвание - курд, курмандж) - народность в Турции, Иране, Ираке, Сирии и других государствах. Общая численность -18 млн человек (по данным на 1992 год). До сих пор не имеют своей государственности. Язык курдский.

Езиды - этноконфессиональная группа курдов, исповедующих синкретическую религию, сочетающую элементы древних иранских (манихейских) верований, иудаизма, несторианства и ислама. Говорят на диалекте курдского языка.

Смотрите также: