Торговцы с большой дороги

   
   

ОДНАКО далеко не все рады этим оплотам цивилизации.

- Сегодня нашим производителям почти невозможно найти каналы сбыта своей продукции, - рассказывает руководитель сектора маркетинговых услуг министерства сельского хозяйства Нижегородской области Светлана Главинская. - Для того чтобы попасть на прилавки крупных федеральных сетей, нужно уплатить сумасшедшие входные бонусы, в ряде случаев - от 8 до 16 тысяч долларов. Кроме розничной наценки, сетевики требуют огромные деньги только за право выставлять продукцию на своих полках. Имеют место низкие закупочные цены и систематические задержки платежей.

...Стратегия сетевиков в целом примитивна, но эффективна: уничтожение конкурентов (мини-маркетов, рынков) путём лоббирования соответствующих решений в органах власти и кабальные цены. В прошлом году, например, стоимость десятка яиц от производителя в Нижегородской области установилась на уровне 5 рублей за десяток. В то же время в магазинах они продавались по 18 - 20 рублей. Сходная ситуация и по молоку.

В апреле 2006 года должна была состояться трёхсторонняя встреча губернатора Валерия Шанцева, руководителей предприятий пищевой промышленности и представителей сетевых компаний. Но мероприятие фактически провалилось: пришли только два сетевика из восемнадцати.

Из письма министра АПК Нижегородской области Леонида Седова региональному министру поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Владимиру Казакову (16 марта 2007 года):

“Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов по поручению губернатора проводит активную работу по увеличению рынка сбыта продукции, производимой местными производителями... Но часто торговые сети создают ряд проблем, препятствуя вхождению предприятий на данные сегменты рынка сбыта продукции”.

   
   

В приложении к письму содержится длинный перечень грехов сетевых компаний.

Проверки, которые в последний год зачастили к сетевикам, дают некоторый эффект. Доля нижегородских производителей, по оценкам минсельхоза, выросла на региональном рынке с 25 до 40 процентов.

- Но работать всё равно крайне сложно, - утверждает Светлана Главинская. - Крупные сетевые компании, особенно федеральные, приходят на наш рынок со своими поставщиками из Чувашии, Мордовии, Марий Эл, Московской области. И нам очень трудно переориентировать их на нашего производителя.

В таких условиях говорить об устойчивом развитии рынка сельскохозяйственной продукции и её переработки в Нижегородской области крайне проблематично.

Фото Татьяны БЫКОВОЙ

Такой штраф - комариный укус

И. о. руководителя комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области Александр Тарасенко:

- В декабре прошлого года в федеральной сети “Магнит” в ходе проверки была обнаружена партия контрафактных яиц - 37 800 штук. Первоначально у нас возникли претензии по качеству продукта, и мы отправили запрос на ЗАО “Птицефабрика “Синявинская”, расположенное в Ленинградской области.

 

В ответном письме заместитель генерального директора по производству Мышелов указал, что к изъятой из продажи партии фабрика не имеет никакого отношения и яйца являются фальсификатом. “Магнит” был оштрафован, но... За такие нарушения согласно действующему административному кодексу мы можем выписать штраф всего лишь в 5 тысяч рублей. Для таких магазинов это всё равно что комариный укус.

Всего с начала года мы уже выдали 11 предписаний и составили 20 протоколов об административных правонарушениях. Большая часть санкций касалась сетевиков.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

ПО ДАННЫМ Нижегородстата, рост объёмов производства сельхозпродукции составил в 2006 году всего лишь 2,2 процента, в то время как промышленное производство увеличилось на 8,5 процента. Причём в некоторых отраслях пищевой промышленности, которая работает на продуктовый рынок, наблюдается явная депрессия. Например, производство мясных полуфабрикатов упало на 44,2 процента, выпуск макаронных изделий и муки - соответственно на 33,5 и 26,3 процента.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Директор Уренского мясокомбината Владимир Вихарев:


- СИТУАЦИЯ на рынке сегодня для нас крайне неприятная. До прихода сетевых компаний наше предприятие работало с чэпэшниками. Каждый день возили в Нижний Новгород до полутора тонн колбасы. Сейчас, когда мелких предпринимателей потеснили, 100 - 300 килограммов. Закупочные цены не покрывают себестоимости. Очень распространена практика возвратов нераспроданной продукции - без оплаты. Хотя не мы, а они не смогли продать товар.

Заместитель председателя аграрного комитета Законодательного собрания Нижегородской области Исхак Ягудин:

- МНЕ кажется, что производителям нужно попытаться обойти посредников. Сельскохозяйственным предприятиям необходимо развивать как можно более глубокую переработку продукции и даже самостоятельно осваивать розничную продажу. Если мы, скажем, выращиваем зерно, то нужно также печь хлеб и желательно иметь точки для его продажи. Тогда можно не ходить к сетевикам на поклон. Правда, реализовать такую схему трудно: она требует достаточно серьёзных вложений.

Смотрите также: