Что же заставило прокуратуру отправиться в “крестовый поход” против мусора и что на самом деле творится на крупнейшей в Европе свалке, куда вот уже в течение 25 лет свозят отходы из Нижнего Новгорода и Дзержинска?
По словам заместителя нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Татьяны Маковецкой, прокуратура совместно с экологами выявила нарушения законодательства компанией ООО “ПБО-НН”, эксплуатирующей полигон. Они приводят прежде всего к перманентному пожару на свалке, в результате чего в атмосферу в огромных количествах попадают вредные вещества вроде фенола, бензола, аммиака, диоксида азота. В довершение всего дым со свалки частенько висит плотной завесой над трассой Москва - Казань, что приводит к серьёзным ДТП.
Ответный удар
ИСК природоохранной прокуратуры стал логическим завершением тщательного исследования “мусорной” проблемы Нижнего Новгорода. А началось всё с того, что в 2005 году, почти сразу после вступления в должность губернатора, на смог над свалкой обратил внимание Валерий Шанцев. Тогда и была дана отмашка навести на полигоне порядок.
Первоначально с огнём боролись больше на словах. Но теперь, видимо, чиновники решили зайти с другого бока. А именно разобраться с местными мусорными королями, которые не могут обеспечить “чистоту и порядок” на вверенном им объекте.
Наступление на ООО “ПБО-НН”, одну из крупнейших в нашем регионе компаний по вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов, которая держит до 62 процентов “мусорного” рынка, сегодня ведётся по всем фронтам. Первый удар был нанесён администрацией Дзержинска, которая твердо решила расторгнуть с фирмой договор аренды земель, занятых полигоном ТБО “Игумново”. Поводом для этого стал долг компании перед городом, который уже перевалил за десять миллионов рублей. В итоге уже в конце мая этого года у местной администрации будут все основания для того, чтобы попросить коммерсантов убраться восвояси с территории свалки.
Мэрия Нижнего Новгорода тоже в долгу не осталась. Не так давно она отказалась от услуг “ПБО-НН” по вывозу мусора в Нижегородском и Советском районах, оставив за ней лишь районы заречной части. Мэр Нижнего Вадим Булавинов, объясняя причину принятия подобного решения, заявил:
- Мы их отлучили за ненадлежащую работу. Они получили предупреждение, что если не наведут порядок с вывозом мусора, то полностью лишатся права работать на территории Нижнего Новгорода.
Проектировщики недоработали?
НЫНЕШНЕЕ положение дел на полигоне твёрдых бытовых отходов “Игумново” и правда удручает. Огромная свалка горит постоянно. В зависимости от направления ветра дым этого большого костра сносит или в сторону Дзержинска, или в направлении заречной части Нижнего Новгорода. Но чаще всего от здешнего пожара страдают жители восточных посёлков бывшей химической столицы.
Расхожая версия, тиражируемая чиновниками всех мастей, гласит: полигон начал гореть после того, как “свалочные бизнесмены” перестали соблюдать технологию складирования отходов и принялись экономить на закупках песка, которым должен пересыпаться мусор. Сегодня прокуратура даже возбудила дело по ст. 160 УК РФ “Присвоение и растрата”, в рамках которого выясняется, куда ушли 20 миллионов рублей, предназначенные для противопожарных мероприятий.
Но дело не только и, может быть, не столько в возможных злоупотреблениях. Когда в начале 80-х годов полигон ещё только проектировался, никто не предполагал, что он разрастётся до таких чудовищных размеров. Поэтому в советское время не позаботились о системе газоотведения. В результате происходит примерно следующее. При гниении мусора начинает выделяться горючий метан. Этот же органический процесс параллельно приводит к повышению температуры. А дальше происходит самопроизвольное возгорание.
С этой точки зрения закрытие полигона ни к чему не приведёт. Мусора здесь нынче столько, что свалка будет благополучно гореть ещё многие годы. Теоретически, конечно, можно закрыть доступ воздуха к скоплениям метана, завалив свалку песком. Но площадь полигона составляет около 1 млн 115 тыс. кв. м, и, чтобы его засыпать, потребуется немало времени.
Фото автора
КСТАТИ
КАКИМ образом местные власти собираются справляться с проблемой “Игумново”, остаётся загадкой. Очевидно, что после скандального ухода “ПБО-НН” с полигона последний станет ещё одни камнем на шее Дзержинска. Тушение пожара на свалке целиком и полностью ляжет на плечи города. Этот процесс потребует вложений, которые потянут не на одну сотню миллионов рублей. В местном бюджете таких колоссальных денег нет и не предвидится. С другой стороны, если свалку закроют, то куда будут складировать два миллиона кубометров мусора, которые ежегодно добавляются? Ответа на этот вопрос пока нет. Впрочем, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов заявил, что необходимо строить новый полигон для мусора взамен самой большой свалки Европы. Но это пока даже не проект, а только так, благое пожелание.
Смотрите также:
- Мусор атакует. Почему буксует строительство полигонов? →
- Мусор - на ветер. Свалку в Выксе некуда вывозить →
- Крестный ход несогласных →