Комментарий социолога Александра Прудника агентству АПН-НН:
«В начале осени 2006 года в Нижегородской области произошло одно на редкость символическое событие, которое хотя и быстро вышло из фокуса общественного внимания, тем не менее, зафиксировало долгосрочную программу взаимоотношения правящей элиты и общества.
В августе от посольства КНР поступило предложение на использование в Нижегородской области рабочей силы из Китая. Достаточно удивительным выглядит и само это предложение, но еще более поразительной была реакция нижегородских властей: в ответ на это предложение, они запросили в 19 подведомственных районах области информацию о потребности в китайской рабочей силе и, что выглядит уже почти невероятным, получили с мест, то есть из настоящей российской глубинки, заявки на эту рабочую силу для использования в сельском хозяйстве.
Мотивация действий китайских властей чрезвычайно проста и понятна, а вот действия отечественных чиновников, с точки зрения здравого смысла, настолько абсурдны, что требуют особого осмысления.
На первый взгляд, все сводится к банальной проблеме: в сельском хозяйстве значительная нехватка рабочих рук, молодежь массово покидает село, остающееся население не способно поддерживать требуемый уровень сельского производства, следовательно, надо искать внешние источники рабочей силы. Вот тут вовремя и подоспело предложение китайского посольства. Да и отдавать сельхозугодия навсегда никто не собирается: аренда будет ограничена всего 40 годами, а гарантией соблюдения условий аренды выступит областная администрация. Только вот где все эти чиновники нынешней администрации будут через 40 лет? Сколько Шанцевых и Путиных сменится на своих постах, и кто и почему из этих будущих губернаторов и президентов должен будет принимать на себя обязательства своих чудаковатых предшественников?
На самом деле, мотивация действий российских властей не менее логична и понятна, чем действия их китайских коллег. Проблема состоит не в том, что правящая элита уже давно отделила свою судьбу от судьбы своего народа, а в том, что народ воспринимается ею в качестве враждебной непредсказуемой силы, которая несет угрозу ее экономическому и социальному благополучию.
Кроме того, при нынешней энергетически-сырьевой структуре экономики значительная часть населения, которая непосредственно не занимается добычей нефти, газа и минеральных полезных ископаемых неизбежно начинается восприниматься в качестве "проедателей" средств, которые элиты получает от реализации сырья. Но мало того, что этот народ получает какую-то долю от реализации этих богатств, он еще считает себя вправе требовать увеличения этой доли, ставит уже совершенно недопустимые вопросы о законности приватизации основных ресурсов страны и о происхождении умопомрачительных состояний олигархов и чиновников. Объективно, сила, которая ставит вопросы в такой плоскости, действительно является врагом правящей элиты и многие действия властей продиктованы этим подсознательным восприятием народа в качестве потенциальной угрозы.
Как следствие, господствующая элита во все большей степени делает ставку не на свой народ, а на мигрантов, делая национальные диаспоры базой своего политического и экономического влияния. С этими диаспорами устанавливаются вполне рыночные отношения на паритетных основаниях, где четко понятно, кто чем владеет, кто покупает, а кто продает. Станет ли китаец задавать вопросы о законности приватизации? А требовать государственного контроля над природными ресурсами? А добиваться от государства выполнения его социальных обязательств? Конечно нет, и уже одним этим китаец гораздо лучше русского аборигена.
В этих условиях рано или поздно должна показаться привлекательной и вполне рациональной мысль о постепенном замещении неудобного населения более покладистым, тем более, что в контексте понятий "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "занятое население" абсолютно не важна национальная принадлежность - будь то русский, китаец или индус. Так что некогда лукавый совет нерадивым правителям поискать себе другой народ стал в российской действительности очень опасным: впервые в истории господствующий класс психологически в действительности готов сменить народ на контролируемой им территории. И от народа, пока еще остающегося на земле, которую он считает своей, зависит историческое решение - какого рода смена здесь произойдет: смена народа или смена власти».
Смотрите также:
- Альтернатива, а не оппозиция. Чего ждать нижегородцам от грядущих выборов? →
- Сергей Потапов: - Зря говорят, что мы у кого-то чего-то отняли →
- Редактор АиФ-НН.RU Наталья РЕЗОНТОВА: (23.05.2008) →