Кто был первым?

   
   

В последнее время оживился общественный интерес к вопросу о времени и месте основания Нижнего Новгорода. Традиционной гипотезе, согласно которой Нижний Новгород был основан в 1221 году владимирским князем Георгием Всеволодовичем, противопоставляются догадки о том, что до этого времени в устье Оки существовало поселение (русское, мордовское, марийское, тюркское), от которого и надо вести отсчёт существования Нижнего Новгорода...

Легендотворцы

Сторонники тюркского происхождения предшественника Нижнего Новгорода говорят об Ибрагимовом городке. Ссылаются при этом на легенду, записанную известными деятелями культуры Нижнего Новгорода XIX века Николаем Храмцовским и Александром Гациским. Впервые она появилась в работе 1850-х годов Павла Мельникова-Печерского “Очерки мордвы”. Речь в легенде идет о мордвине Абрамке и Абрамовом городке. Есть основания полагать, что именно эту легенду изложил Храмцовский в “Истории и описании Нижнего Новгорода” в 1857 году, добавив сведения из летописей и свои домыслы. Среди последних - имя Ибрагим и название Ибрагимов городок. Частотность употребления Храмцовским имен Абрам и Абрамов городок по сравнению с Ибрагимом и Ибрагимовым городком (13:3) свидетельствует об искусственной вставке последних. Цель - объяснить немордовское имя Абрам географически близкой исламско-тюркской средой.

Другой вариант легенды был изложен ещё одним крупным деятелем нижегородской культурной среды, Александром Гациским, в “Нижегородке” (1877 год). При этом приводится мнение Мельникова-Печерского: “Легенда эта подозрительного свойства... Состряпать-то сочинители хорошенько легенду не умели”.

Итак, человек, впервые приведший эту легенду, указывает на её недостоверность и явно фальсифицированный характер. Отречение Павла Мельникова от собственного детища объясняется тем, что позднее он выдвинул догадку о русском предшественнике Нижнего Новгорода. И озвучил её в докладе на IV археологическом съезде в Казани в 1877 году. В основе этой версии - сведения о Старом городке в “Нижегородском летописце” XVII века. Старый городок был основан ростовскими князьями задолго до закладки Нижнего Новгорода. Уже в XX веке к этой “русской” версии местные исследователи “приспособили” и Абрамов городок.

Тюрки или славяне?

   
   

во всех этнических историях отправной точкой считается Абрамов городок. Только “русские” подверстывают под него Старый городок из местного летописания XVII века, а сторонники “тюркского” прошлого добавляют сведения Василия Татищева XVIII века.

В обеих редакциях “Истории Российской” Татищев пишет о булгарском граде - предшественнике Нижнего Новгорода. Но в тех документах, которыми пользовался историк, и в тех, которыми не пользовался, нет сведений о булгарском предшественнике Нижнего Новгорода. Значит, надо говорить о научной фантазии.

Мысль Татищева противоречит более раннему его заявлению относительно Городца в 1177 году: “Городец есть село на Волге доднесь в Балахонском уезде, а другое есть в Нижегородском. Но сие тогда построено не было, понеже за Окою владение было мордовских князей, и Нижняго тогда еще не было”.

Получается, что в промежутке между 1177 и 1221 годами должен был возникнуть булгарский город, русские должны были его разорить, а затем основать Нижний Новгород. Подтверждений этой догадке в источниках нет.

Фольклор-фальсификат

в угоду тюркской версии искажаются и данные фольклора. В статье Дамира Хайретдинова “Кто основал Нижний, или Да здравствуют идеологи!”, опубликованной в марте 2005 года в газете нижегородских мусульман “Медина аль-Ислам”, упоминается старинная мордовская песня о русском князе Мурзе, подчинившем мордву в устье Оки. Об этой песне мы знаем из труда того же Гациского, не характеризовавшего ее как старинную. Но если даже согласиться с тем, что песня о Мурзе действительно древняя, то надо указать на то, что произведения фольклора - это не газетная хроника, а сложный многослойный жанр, из памятников которого факты извлекаются в ходе кропотливых источниковедческих процедур.

Власть скрывает?

ОбщаЯ черта проявляется в этнических историях основания Нижнего Новгорода: желание обойти неудобные выводы предшественников, коллег из другой этнической истории. Профессиональные историки обвиняются в сокрытии истины с целью угодить властям. Так, в 2001 году одна из нижегородских газет поместила материал об “основателе” Нижнего Новгорода - Васильке Константиновиче. И сопроводила его словами о том, что власти долго скрывали от нижегородцев имя истинного основателя города. Правда, без ответа остался вопрос: а зачем? Уже в названии статьи Дамира Хайретдинова филиппики направлены в адрес идеологов за то же сокрытие истины об основании Нижнего Новгорода. Как ни крути, занимаясь профессионально историей основания Нижнего Новгорода, невольно становишься виноватым либо перед тюрками, либо перед русскими. Можно добавить, что виноватым окажешься и перед финноуграми, если они захотят представить свою историю города.

Альтернативное

прошлое

Творцы этнических историй, предлагая собственные версии, обречены придумывать альтернативные истории до 1221 года. Старый городок является показателем освоения устья Оки с середины XII века, что противоречит любым историко-географическим исследованиям. Ибрагимов городок заставил Дамира Хайретдинова размышлять о перспективах тюркской государственности, прерванной экспансией владимирского князя в 1220 - 1221 годах. И той, и другой версии противоречит один и тот же аргумент: русско-мордовские войны в 1220-е годы. Именно мордва начала воевать после основания Нижнего Новгорода с владимирским князем. А это доказывает, что земли у устья Оки принадлежали финноуграм, у которых в этом регионе не зафиксировано следов городской культуры.

В исторической науке принято озвучивать новые выводы и решения после их согласования с взглядами предшественников, отказа от того, что не выдержало критики. Это является правилом хорошего тона, проявлением уважения к читателю. Но этого не делают исследователи, доказывающие только то, что считают выгодным. Остается уповать на профессионализм ученых, разбирающихся в русских и восточных источниках, который сумеет взять верх над любым желанием перекроить историю Нижнего Новгорода на свой лад.

Андрей КУЗНЕЦОВ, к. и. н., доцент кафедры источниковедения и историографии ННГУ

Смотрите также: